Рекомендации для педагогов ДОУ: «Виды игровой деятельности  детей в ДОУ в летний оздоровительный  период»

Григорьева Людмила Михайловна, воспитатель I квалификационной категории, МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №2 г.Шебекино Белгородской области»

 

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться  дарами лета: солнечными лучами и теплой нежной водой. 

Задачи летней оздоровительной работы.

1.Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья      детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2.Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно – гигиенических и трудовых навыков.

3.Осуществить педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Работа в летний период проводится по следующим направлениям:

         -воспитательно-образовательная;

         — оздоровительная;

         — работа с родителями.

В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр. В играх тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр.

Все мероприятия во время летней оздоровительной работы  соответствуют тематическому плану ДОУ. Большее количество времени  отводится игровой деятельности на воздухе: подвижные игры, сюжетные игры различной тематики, дидактические игры. 

Игровая деятельность в летний оздоровительный  период.

  1. I. Младший дошкольный возраст ( 3и 4 годы жизни).

1.Игры подвижные:

— «Солнышко и дождик», «Воробушки», «Автомобиль», «Достань флажок», «Где звенит», «Птички летают», «Брось и догони», «Заинька», «Догони мяч», «Догони обруч», «Принеси предмет»,  «Подпрыгни повыше», «Дотронься до мяча», «Через ручеёк», «Влезь на лесенку», «Подпрыгни повыше», «Дотронься до мяча», «Через ручеёк», «Влезь на лесенку», «Наседка и цыплята», «Брось дальше», «Поймай мяч», «Прокати обруч», «Такси».

2.Игры-забавы: «Прятки», «Жмурки».

3.Игры хороводные: «Каравай», «Кто у нас хороший?», «Венок», «Круг-кружочек», «Забегайте в круг».

 4.Игры – драматизации:«Репка»,  «Курочка–ряба».

5.Игры имитации: « Весёлые зайчата», «Солнышко».

6.Игры-экспериментирования:

игры с песком: «Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка» «Разные ножки бегут по дорожке»;

игры с водой и мыльной пеной: «Весёлые  путешественники», «Весёлые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена», «Ловкие пальчики», «Бульбочки»;

игры с бумагой: «Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»;

игры с тенью: воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене чётко обозначилась тень,  и дети экспериментируют с тенями.

Оборудование: шапочки для персонажей подвижных игр (курочки, автомобиль и т.п.), песок, формочки, совочки для игры с песком, ёмкость для игры с водой, шампунь, игрушки, которые плавают и тонут,  бумага простая, фольга, фонарь.

II.Средний дошкольный возраст (5 год жизни).

1.Игры подвижные: с бегом, прыжками,  ползанием, и лазанием, бросанием и ловлей, на ориентировку в пространстве и внимание

 Игры-экспериментирования:

 2.Игры с водой : «Волшебная вода» (смешивание подкрашенной воды  и получение  разнообразных  «волшебных» оттенков), «Цветные капельки»( капанье из пипетки в банки с водой жидкой краской различной густоты и насыщенности и наблюдение  за  «путешествием» капельки ), «Тонет не тонет»( испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала.

3.Игры с мыльной водой и пеной: «Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных катушек из-под ниток и пр.); « У кого  пена выше  и пышней?» (выдувание воздуха через трубочку и т.п. в мыльную воду с целью получения самой «большой» пены);  «Подушка из пены» (испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены).

4.Игры с зеркалом:«Поймай солнышко»(маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»); «Солнечные зайчики (воспитатель и дети пускают весёлые солнечные зайчики); «Что отражается в зеркале» ( пытаться увидеть, что находится за спиной , справа, слева, на потолке, только с  помощью зеркала).

5.Игры со светом: «Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень»( экспериментирование с тенью), «Прядки и поиски» ( поиск спрятанного  предмета с помощью фонарика в темноте).

6.Игры со стёклам:«Мир меняет цвет» (рассматривание окружающего  через стёкла разного цвета); «Таинственные картинки» (рассматривание картинок через стёкла разного цвета и наблюден7ие:какиеизображения становятся не видимыми); « Всё увидим, всё узнаем»( рассматривание предметов, картинок,  знаков через увеличительное  стекло).

7.Игры со звуками: « Погремушки» ( испытание: какие предметы гремят лучше в коробочках из разных материалов); «Звонкие бутылочки»( испытать какой звук издаёт молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком или по пустым); «Что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания  бумаги, колебания фольги, насыпания  песка, переливания воды и пр.).

8.Дидактические игры

1.Игры на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.)

2.Игры на группировку предметов на основе общих признаков ( это-посуда, это-обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.).

3.Составление целого  изображения из 6-8 частей.

4.Составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или  иного признака (по размеру, по ширине, высоте, интенсивности цвета и т.д.).

5.Составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов  (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»)

  1. Элементарное планирование своей поисковой деятельности, реализации образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Точечки», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Оборудование: шапочки для подвижных игр, зеркала маленькие, цветные стёкла, ленты различные по цвету и длине, коробочки из разных материалов наполненные фасолью или горохом, молоточек, бутылки наполненные песком, водой, пособия для дидактических игр.

III.Старший дошкольный возраст.

1.Игры подвижные.

1.Игры с бегом:«Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка — бери ленту», «Совушка», «Чьё звено скорее соберётся», «Кто скорее докатит обруч до флажка», «Жмурки», «Два мороза», «Догони свою пару», «Не намочи ног», «Горелки»

2.Игры, с прыжками: «Лягушка и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

3.Игры-эстафеты: « Кто скорее  через препятствия к флажку», « Весёлые соревнования», «Чья команда больше мячей забросит в корзину»

4.Игры с подлезанием и лазанием: «Перелёт птиц», «Ловля Обезьян».

5.Игры с метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп»,»кто самый меткий»,»Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

6.Городки. Бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5-6 м) и  полукона (2-3 м).

 7.Дорожка препятствий. Выполнять задания: прыгать на одной ноге(4 м.; пролезать в обруч ( поднять обруч над головой, положить на пол, поднять обруч с пола, шагнуть в него правой, левой ногой); проползти по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках; пробежать, перешагивая через 5 набивных мячей ( вес 1 кг.); взять мяч , бросить его в горизонтальную цель (расстояние % м); быстро вернутся неся в руках 2 набивных мяча.

8.Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди. Ведение мяча правой и левой рукой. Забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди. Игра по упрощённым правилам. Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить мяч летящий на разной высоте( на уровне груди, сбоку, снизу у пола и т.п.) и с различных сторон.

9.Бадминтон. Отбивание  волана ракеткой в заданном направлении. Игра с воспитателем. Уметь правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывая его на сторону партнёра по игре, без сетки и через сетку. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропустить волан

10.Футбол. Отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении.  Обведение мяча между и вокруг предметов. Отбивание мяча о стенку. Передача мяча  ногой друг другу (3-5м). Игра по упрощенным правилам.

11.Катание на велосипеде по прямой, повороты направо, налево. Катание на самокатах, отталкиваясь одной ногой.

  1. Настольный теннис. Правильно держать ракетку выполнять подготовительные упражнения с ракеткой мячом( подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой, с ударом пол, о стенку и т.п.)Отбивать мяч через сетку после отскока его от пола.

13.Плавание. Скольжение на груди и на спине; выдох в воду. Движение ногами вверх- вниз, сидя лёжа на мелком месте с опорой на дно руками. Плавание  произвольным способом на расстояние до 10 м.

14.Ходьба. Туристические походы с двумя переходами по 25-30 минут и активным отдыхом между ними (игры, эстафеты в естественных условиях).

2.Игры –экспериментирования:

  1. Игры с водой: «Очистим воду» ( очистка воды от разных примесей с помощью раз личных фильтров : бумаги, сетки, марли) «Игра цвета», «Вырастим кристаллы»( делать насыщенный соляной раствори путём испарения воды получать кристаллы соли)»Волшебная соль» ( выращивание кристаллов соли на веточках ,опущенных в солёвой раствор), «брызгалки» ( Кто дальше брызнет) «Соревнование мыльных пузырей( выдувание мыльных с помощью с помощью разных средств, соревнование на самый большой пузырь, самый «летучий», самый весёлый) «Наливаем – выливаем»( наполнять водой разные сосуды с узким и широким горлом с помощью разных средств (воронок, пипеток, трубочек, мензурок ,шприцов) «Делаем фонтан»( с помощью резиновой трубки, на одном конце которой воронка, на другом наконечник, наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьёт выше, когда ниже).»Испытание кораблей»( делать разные корабли корабли из бумаги, ореховой скорлупы ,коробочек .испытывать их на плавучесть)

2.Игры со светом: « Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные зайчики догоняют друг друга», «Поиск»,»Цветные сигналы»,«Теневой театр», «Рисование  свечой»,(вместе с воспитателем накапать воск на поверхность бумаги, затем покрыть краской- проступит восковой узор)

 3.Игры с магнитами, стеклом, резиной: «Испытание магнита», «Таинственные фигурки», «Попрыгунчики» (привязывают к длинной резинке предметы и, дергая за резинку, заставляют их подпрыгивать)

4.Игры с увеличительными и цветными стёклами: «Сыщики», «Мир в цветном стекле», «Волшебные картинки».

5.Игры с бумагой: изготовление фигурок по типу оригами, «Вертушки», «Гармошка», «Отпечатки», «Таинственные письмена»( рисовать и писать на бумаге молоком, лимонным или луковым соком, нагревать бумагу и узнавать, что нарисовано), «Цветные брызги» (брызгать цветной краской на положенные силуэты, убирать их и получать изображения); экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета (рисовать, изготовляя несколько копий и пр.); «Борьба с наводнением» (на пластиковой или стеклянной поверхности капли воды, дети  ищут способ, чтобы осушить их).

Оборудование: бумага простая, бумага копировальная, увеличительное стекло, цветные стёкла,, резинка длина 60 см. по количеству играющих детей, магнит, зеркала маленькие , ёмкости для воды ( баночки, колбочки, пузырьки разной формы, разные фильтры, Игры «Теннис, «бадминтон, футбольный мяч и футбольные ворота, баскетбольный мяч и корзина для баскетбола.