Конспект интегрированной образовательной деятельности «Зимушка — Зима» с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе

 

Баранова Татьяна Викторовна, воспитатель,

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 58»

 

Цель: развивать творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Познакомить с новой техникой рисования – оттиск листом пекинской капусты;
  • Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования (оттиск капустным листом, метод «тычка», рисование мятой бумагой);
  • Закреплять знания детей о характерных признаках зимы.

Развивающие задачи:

  • развивать самостоятельность, чувство ритма и композиции;
  • развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, поэзию;
  • воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • воспитывать аккуратность при работе с красками.

Материалы и оборудование:

  • Текст стихотворения: А. С. Пушкин «Зимнее утро»;
  • Аудиозапись музыкального произведения Свиридова «Метель. Вальс»;
  • картина И. Шишкина «Зима»;
  • Листы пекинской капусты, тонированные синим цветом альбомные листы, белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, ватные палочки, тарелочки, ½ альбомного листа на каждого ребенка.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Наше занятие я хочу начать со стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года описывается в

стихотворении?

Дети: Зима.

Воспитатель: Действительно, это зима. Давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?

Ответы детей.(Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая и т.д.)

Воспитатель: Ребята, зима бывает разной. Если стоят сильные морозы, то какая зима? (Морозная.) Часто дуют вьюги — вьюжная, долго стоят холода — холодная, кружится снег – снежная. А еще, зиму называют суровой, лютой, а если как в сказке — сказочной.

А как зиму можно назвать ласково? (зимушка)

Воспитатель: Ребята, помогите мне составить рассказ о Зимушке-зиме. Я начну, а вы закончите предложение.

-Земля покрылась белым, пушистым …(снегом)

-Зимой реки и озера покрываются гладким …(льдом)

-Зимой мороз рисует причудливые …(узоры)

-Зимой деревья стоят …(без листьев или порытые снегом)

-Зимой метут …(метели)

Воспитатель: Замечательный рассказ получился! А как можно веселиться зимой?

Ответы детей.(Кататься на санках, коньках, лыжах)

Воспитатель: А в какие игры зимой больше всего любят играть дети?

Дети: в «Снежки».

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в «снежки».

Физкультминутка «Снежок» (координация речи с движением, развитие воображения).

Раз, два, три, четыре,           (Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили   («Лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий,                (Показывают круг, сжимают ладони вместе)

Очень гладкий                       (Гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.          (Грозят пальчиком)

Раз – подбросим,                  (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем,                      (Приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним                        (Встают, роняют воображаемый снежок)

И сломаем.                                      (Топают)

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, какая у нас зима?

Ответы детей.(Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.)

Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Действительно, зима у нас очень разная. Она и холодная, и с метелями, и со снегом хрустящим.

Поэты, художники, композиторы очень любят рассказывать нам о зиме в своих произведениях: стихах, картинах, музыке.

Композиторы передают в своих музыкальных произведениях характер и настроение зимы. Давайте послушаем музыкальное произведение Свиридова «Метель. Вальс» и полюбуемся на работу великого художника Ивана Шишкина, которая так и называется «Зима».

Воспитатель: Из чего нам понятно, что на картине изображена зима?

— Какого цвета краски использовал художник?

— Какие мысли у вас возникают, когда вы смотрите на эту картину?

Воспитатель: Ребята, скажите, а как называется изображение природы на

картине?

Дети: Пейзаж

Воспитатель: А как называют художника, рисующего пейзаж?

Дети: пейзажист.

Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже можем передать характер и настроение зимы. Давайте сегодня мы будем пейзажистами и сами попробуем нарисовать зимний лес. Но мы будем необычными художниками, и рисовать мы будем необычным способом.

Пройдите за свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите, что необычного лежит у вас на столе?

Дети: капустный лист (салатный).

Воспитатель: И как он нам пригодится? Давайте рассмотрим лист, чтобы найти ответ. На что он похож? (На дерево ствол, ветви, крона.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новой техникой рисования, которая называется «оттиск (отпечаток) капустным листом». Повторите «оттиск».

Воспитатель:Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа.

Обмакиваем кисти в стаканчики с водой, аккуратно отжимаем ворс кисти о салфетку, затем обмакнем кисть в краску и нанесем толстым слоем на лист пекинской капусты. Прокрашиваем гуашью снизу-вверх ствол, ветви. Кисть нам больше не нужна, помоем ее в стаканчике с водой и отложим на подставку.

Теперь аккуратно берем капустный лист и прикладываем его к альбомному листу, прижимаем его рукой, затем аккуратно, двумя руками снимаем лист капусты. У нас получился отпечаток, похожий на дерево, усыпанное снегом.

Потом прорисуем ствол и веточки чуть выразительнее.

Итак, всем понятно, как мы будем рисовать деревья? Готовы?

Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»:

Закрутились, завертелись белые снежинки,    (фонарики)

Вверх взлетели белой стаей белые пушинки.  (движение рук вверх и вниз)

Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду.  (руки вниз)

Заблистали, словно жемчуг, все дивятся чуду.         (сжимаем и разжимаем

пальцы)

Заискрились, засверкали белые подружки,     («ножницы»)

Заспешили на прогулку дети и старушки.       (Ходим пальцами одной руки по ладони другой руки)

Воспитатель: Вот теперь приступайте к работе.

(Самостоятельная деятельность детей.Воспитатель проводит индивидуальную работу, помогает по мере необходимости).

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что на наших работах чего-то не хватает, ведь мы рисуем зимний пейзаж.

Ответы детей.

Воспитатель:На пейзажах нет снега. Предлагаю снежинки нарисовать ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Возьмем ватные палочки, опустим их в баночку с белой краской и методом тычкования нарисуем снежинки.

(Самостоятельная работа детей.)

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая. И на ваши ладошки опустились снежинки. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот. Щеки не надуваем.Вот и улетели наши снежинки.

Падают снежинки на землю и получаются сугробы. Их мы тоже нарисуем необычным способом — с помощью мятой бумаги. Давайте возьмем кусочки бумаги и помнем их. Обмакиваем мятую бумагу в краску и «печатаем» сугробы.

(Дети дорисовывают пейзаж, воспитатель помогает им по мере необходимости.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот какие у нас получились замечательные зимние пейзажи. Повесим их на выставку, и полюбуемся.

Итог занятия.

— Итак, ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?

— Посмотрите на свои картины. Как называются такие картины?

— Чем вы их рисовали?

— А какой техникой вам больше всего понравилось рисовать?

— Спасибо вам, ребята, за ваши старания.