Занятие по развитию речи для подготовительной группы

ТЕМА: «Путешествие в царство Снежной Королевы». Звук с, сь. Буквы « С и с». (эс).

Кошкина Лариса Анатольевна, воспитатель МАДОУ №12 г. Кушва.

 

ЦЕЛИ: —  совершенствовать умения различать на слух  и в произношении нового звука;

-совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, составлять слова с этим звуком, определять  место звука в слове, читать слоги и слова с этим звуком;

— развивать умение разгадывать загадки;

— формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;

— учить доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование. Костюмы Снежной Королевы,  Cнегурочки,  Снеговика, Сугроба.

Снежки волшебные,  льдинки, снежинки, карта, замок, палочки счетные, ножницы, круги, синие фломастеры и листы белой бумаги.             

Старший воспитатель говорит детям.Сейчас на детский сад напала Снежная Королева. И она заколдовала вашу Ларису Анатольевну. Превратила её в снеговика, чтобы её расколдовать, что нужно сделать вы узнаете от снеговика…

СНЕГОВИК.  Здравствуйте, ребята! Теперь я стала снеговиком. Злая, коварная Снежная Королева заколдовала меня. Ребята пойдемте скорее к ней в гости, пусть она меня расколдует.  Вы знаете, где она живет? А вы уважаемые взрослые знаете, как пройти к Снежной Королеве? Вот никто не знает, значит мне навсегда оставаться  теперь Снеговиком. Ой, подождите, может быть, мы найдем дорогу вот в этом сундучке. Этот сундучок  выпал из саней Снежной Королевы, когда её санки поворачивали. Ой, ребята, смотрите здесь что – то написано. Чтобы открыть сундучок, надо выделить первый звук  в слове Снеговик и сказать какой это звук гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, а ещё с этим звуком поиграть, имена людей на эту букву назвать.        

СНЕГОВИК. Если, ребята вы все выполните правильно, то мы с вами откроем этот сундучок и узнаем, что же там внутри. Ребятки, я вас очень прошу, будьте очень внимательны, а то я не хочу навсегда остаться снеговиком.

(Дети (звук С – согл, твер, глух).

Снеговик. Этот звук обозначает две буквы Сс. Что – то не открывается? Что- то мы забыли? А поиграть.  Назвать имена людей, начинающиеся с этого звука.(Святослав, Святогор, Светлана, Сергей, Софья, Семен, Салтан) Молодцы!  Ура! Сундук открылся! Ребята смотрите, да здесь карта, по которой мы попадем в царство Снежной Королевы.  Давайте сейчас оденемся  потеплее. Что  мы наденем, когда пойдем в гости к Снежной Королеве?

Физминутка

Шубу, валенки, штаны

Мы оденем поскорей.

Шапку, варежки и шарф

Мы завяжем побыстрей.

Побежим мы в зимний лес

Полный сказок и чудес.

Дети идут в лес.

 Что это скрипит.

Сугроб. Я  сугроб снежный, с ребятами очень нежный, снегом вас припорошу, никуда не пропущу.

Снеговик. Дорогой, Снежный сугроб, пропусти нас, пожалуйста. Мы очень торопимся.

Сугроб. А куда вы торопитесь?

Снеговик. Ребята, расскажите, куда мы так спешим, но так чтобы  Сугроб вас сразу понял и пропустил.

Сугроб. А понятно! Но мне ведь тоже скучно одному в лесу. Поиграйте со мной, тогда вас пропущу и дорогу покажу. Вот у меня здесь снежки, но они не простые, а с картинками. Вам нужно сейчас взять только те снежки, где в словах на картинках  есть звуки « сь», с. И потом сказать, где стоит этот звук вначале, в середине, или в конце слова. Если справитесь, тогда отпущу.

Снеговик. Ну что ребята, справимся? (ребята, выполняют задание)

Сугроб. Вам сейчас нужно идти направо.

Снеговик. Спасибо, Сугроб! Поет.  Идем дорогой трудной, дорогой не   простой. Ой, ребята, кто – то тут плачет? Снегурочка, тебя тоже обидела Снежная Королева?

Снегурочка. Да нет! Ребята, у меня беда.  Я отделяла  волшебные снежинки от простых, а ветер – озорник подул  и все их перемешал.

Снеговик. Снегурочка, ты нам скажи, чем отличаются волшебные снежинки от простых.

Снегурочка. На волшебных  есть буквы, а на простых  их нет.

( ребята, выполняют задание)

Прочитайте, что написано на этих снежинках.

( СА, СО, СЕ, СУ, ОС, АС, СИ, УС.)

Снегурочка. А вы куда идете, почему так далеко зашли?

Снеговик. У нас беда.

Снегурочка. Какая?

Снеговик. А ты, знаешь, где она живет?

Снегурочка. Да, вам нужно идти вот по этой заснеженной дороге…

Снеговик. (Поет)  Идем дорогой трудной дорогой не простой.  Что стало очень холодно.  Давайте немного потанцуем, я с собой взял музыку.

Снеговик. Ой, ребята, смотрите какой –то дворец!

Ой, кто это?

Снежная Королева. А это вы детишки!  Зачем пожаловали?

Снеговик. Давай меня расколдовывай.

Снежная Королева.Ишь, какой хитрый, а вы мои задания выполнили, а  слово, пожалуйста, сказали; нет?

Снежная Королева. Чтобы выполнить первое задание вам нужно разделиться на три команды.

  • Первой команде нарисовать 10 снежинок.

Второй команде сложить из палочек пять снежинок.

Третьей команде вырезать снежинок из вот этих кругов.

Вот какие молодцы! Теперь у меня с помощью вас прибавилось помощников. Пусть летят снежинки и покрывают  всю Землю снегом.

2). Отгадайте мои загадки.

А) Не огонь, а больно жжёт,

    Не фонарь, а ярко  светит,

    Не пекарь, а печёт?     (СОЛНЦЕ)

Б)  Осторожно, очень тихо

    Он является ко мне.

   И рисует как художник,

    Он узоры на окне.         (МОРОЗ)

В) Белое одеяло

Землю одевало.

Солнце припекло –

   Одеяло потекло.           ( СНЕГ)

Г) Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

А солнце её припечет –

 Заплачет она и умрёт.              (СОСУЛЬКА)

3)А теперь третье задание. Вот здесь лежат льдинки с буквами. Вам нужно составить слово СНЕЖОК и ответить на мои вопросы.

 Скажите, какой снежок бывает? В какое время он выпадает? А что вы еще знаете о времени года зима?

Молодцы, составили слово и на все мои вопросы ответили. А теперь скажите, пожалуйста, расколдуйте нашу Ларису Анатольевну.

  Раз, два, три, четыре, пять  начинаю колдовать.

Снеговик, растай, растописьЛариса Анатольевна появись. Забирайте свою Ларису Анатольевну и идите скорее в детский сад, а то вас всех заморожу.

Л. А.  Ребята, пойдемте скорее в детский сад. 

Спасибо, ребята, что вы меня спасли от злых чар Снежной Королевы.

Скажите,ребята, вам понравилось наше приключение, а скажите, что вы, узнали пока, путешествовали?

Вы меня спасли?  За спасения людей у нас дают медали. И я вам хочу дать медали.