Коробейникова Елена Геннадьевна, МАДОУ «Детский сад №86», Пермский край, город Березники.
Из истории мастер-класса
Идея мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому кругу подготовленных в большинстве своем слушателей.
Здесь, в отличие от публичных выступлений, обучающиеся имеют возможность увидеть процесс достижения результата, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удается лишь немногим. А учениками на это время могут стать и опытные специалисты, и начинающие, поскольку мастер-класс позволяет увидеть как работу над конкретной проблемой, исходным продуктом, так и общие принципы и походы к тому или иному виду деятельности. Вот почему мастер-класс — это и форма повышения квалификации, и особый методический подход.
Уникальность этой формы обучения состоит еще и в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительских задач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, разрозненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. В результате на глазах у обучающихся рождается целостная картина.
Что такое мастер-класс?
Мастер-класс — это показательное занятие признанного мастера для специалистов, обучающихся без отрыва от производства. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.
Мастер-класс- это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе.
Мастер-класс – это не просто открытое занятие или его часть, не выступление на заданную тему, а главным образом демонстрация педагогических находок Мастера.
Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых. Здесь задача мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся некоторыми своими профессиональными секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым — открыть новые привлекательные грани выбранной специальности.
Цель мастер-класса
Цель проведения мастер-класса- это демонстрация лучших достижений педагога в своей области.
Педагог, демонстрирующий свой опыт должен отличатся:
- индивидуальностью,
- особым стилем,
- неподражаемым своеобразием результатов своей деятельности.
- Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов,
- Он выражает свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть определенных вершин в том или ином виде деятельности.
Особенно ярко это проявляется в области образования.
Передача мастерства происходила «из рук в руки», по принципу — «делай как я, делай вместе со мной». Умение передать свой богатый опыт — составная часть мастерства.
На что обратить внимание при проведении мастер-класса?
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции педагога и творческой восприимчивости слушателя.
В то же время мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «педагог — ученик» здесь совершенно оправданны. Не случайно мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления.
Помимо чисто практического назначения, это занятие преследует и еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель — интеллектуальное и эстетическое развитие педагога-слушателя. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся способности самостоятельно и нестандартно мыслить.
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
Важная задача педагога-мастера- передать способы деятельности, а не сообщить информацию.
Итак, мастер-класс — это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Его высокая эффективность подтверждена социологическими исследованиями в области социальной и педагогической психологии.
Преимущества мастер-класса
Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание индивидуальной работы с возможностью приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.
Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может продолжаться не один день, мастер-класс — это всегда однодневное мероприятие.
На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю — вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.
А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников.
Важнейшие особенности мастер-класса:
- новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех в активную деятельность;
- постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
- формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
- представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
- форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
- Рефлексия- последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Рефлексия -проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Мастер-классы могут различаться по предмету предлагаемой деятельности, например:
- Обзор актуальных проблем и технологий.
- Различные аспекты и приемы использования технологий.
- Авторские методы применения технологий на практике.
- Тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?».
Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенным, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.
Как? На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого — масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.
Для кого? Мастер-классы будут особенно полезны для тех педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они также нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием, да и просто повысить свое профессиональное мастерство. Они будут полезны и тем, кто формирует портфолио: список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне.
Чему научат? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат традиционных способов передачи педагогического опыта.
На мастер-классе наверняка будут:
- описание общего алгоритма работы;
- разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
- обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
- рассказ о том, как создать «портфолио» и как эффективнее им пользоваться;
- ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.
Условия проведения мастер-класса
Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от нескольких часов до целого дня, в зависимости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Но все же есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать.
А именно:
- удобное для проведения занятий помещение;
- технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, доска и т. п.);
- необходимый раздаточный материал (ватман, цветные маркеры и т. д.);
Формы проведения мастер-класса
могут быть представлены по признаку субъект-объектных отношений в следующем виде:
- мастер-педагог – педагоги, повышающие квалификации.,
- мастер-педагог – опытные педагоги-специалисты по профилю деятельности,
- мастер-педагог – руководители методических объединений, методист.
В зависимости от объекта мастер-класса степень его интерактивности, вовлеченности участников будет различна. Да и от субъекта требуется различная подготовительная работа.
Типичные ошибки мастер-класса:
- отсутствие проблемы, выводящей на тему мастер-класса
- Отсутствие комментария к демонстрируемому приему
- Нарушение временных рамок
- Идентификация участников с детьми
- Увлечение методикой частного предмета
- Излишняя теоретизированность
- Отсутствие анализа работ, выполненных участниками
- Не умение грамотно провести рефлексию
Заключение
Таким образом, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность и найти новые формы и методы, которые можно использовать в работе.
Список литературы
- Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. — № 3. – С.13-22.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Викторина «В мире профессий» в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет. (RANDOM - 50%)