Методические рекомендации «Методика проведения мастер-класса»

Коробейникова Елена Геннадьевна, МАДОУ «Детский сад №86», Пермский край, город Березники.

 

Из истории мастер-класса

Идея мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстри­рует свои уникальные приемы работы широкому кругу подготовленных в большинстве своем слушателей.

Здесь, в отличие от публичных выступлений, обучающиеся име­ют возможность увидеть процесс достижения результата, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной по­вседневной жизни удается лишь немногим. А учениками на это вре­мя могут стать и опытные специалисты, и начинающие, поскольку мастер-класс позволяет увидеть как работу над конкретной проблемой, исходным продуктом, так и общие принципы и походы к тому или иному виду деятельности. Вот почему мастер-класс — это и форма повышения квалификации, и особый методический подход.

Уникальность этой формы обучения состоит еще и в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительских за­дач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, раз­розненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. В результате на глазах у обучающихся рождается целостная картина.

Что такое мастер-класс?

 Мастер-класс — это показатель­ное занятие признанного мастера для специалистов, обучаю­щихся без отрыва от производства. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.

Мастер-класс- это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе.

Мастер-класс – это не просто открытое занятие или его часть, не выступление на заданную тему, а главным образом демонстрация педагогических находок Мастера.

Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых. Здесь задача мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невоз­можно. Однако на мастер-классах специалисты делятся некоторы­ми своими профессиональными секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональ­ной деятельности, а молодым — открыть новые привлекательные грани выбранной специальности.

Цель мастер-класса

Цель проведения мастер-класса- это  демонстрация луч­ших достижений педагога  в своей обла­сти.

Педагог,  демонстрирующий свой опыт должен отличатся:

  • индивидуальностью,
  • особым стилем,
  • неподража­емым своеобразием результатов своей деятельности.
  • Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов,
  • Он выра­жает свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть определенных вершин в том или ином виде деятельности.

Особенно ярко это проявляется в области образования.

Передача мастерства происходила «из рук в руки», по принципу — «делай как я, делай вместе со мной». Умение передать свой богатый опыт — составная часть мастерства.

На что обратить внимание при проведении мастер-класса?

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции педагога и творческой восприимчивости слушателя.

В то же время мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «педагог — ученик» здесь совершенно оправданны. Не случайно мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления.

Помимо чисто практического назначения, это занятие пресле­дует и еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель — интеллектуальное и эстетическое развитие педагога-слушателя. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся способности самостоятельно и нестандартно мыслить.

Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.

Важная задача педагога-мастера- передать способы деятельности, а не сообщить информацию.

Итак, мастер-класс — это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Его высокая эффективность подтверждена социологическими исследованиями в области со­циальной и педагогической психологии.

Преимущества мастер-класса

Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание индивидуальной ра­боты с возможностью приобретения и закрепления практиче­ских знаний и навыков, развитие гибкости мышления.

Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может продолжаться не один день, мастер-класс — это всегда одно­дневное мероприятие.

 На мастер-классе всегда предоставляется возможность по­практиковаться под чутким и благожелательным контролем ма­стера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный под­ход к каждому слушателю — вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.

А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе про­дуктивной деятельности всех его участников.

Важнейшие особенности мастер-класса:

  • новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  • создание условий для включения всех в активную деятельность;
  • постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
  • приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
  • формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
  • представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
  • процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
  • форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Рефлексия- последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Рефлексия -проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

 

Мастер-классы могут различаться по предмету предлагаемой деятельности, например:

  1. Обзор актуальных проблем и технологий.
  2. Различные аспекты и приемы использования технологий.
  3. Авторские методы применения технологий на практике.
  4. Тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;
  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

При организации мастер-класса нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?».

Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенным, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.

Как? На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, раз­ве что их отдельные элементы. Вместо этого — масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно за­интересовать, «зацепить» слушателя.

Для кого? Мастер-классы будут особенно полезны для тех пе­дагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они так­же нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую ори­гинальную образовательную технологию, методику, прием, да и просто повысить свое профессиональное мастерство. Они будут полезны и тем, кто формирует портфолио: список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопре­зентации на любом уровне.

Чему научат? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тре­нингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат тра­диционных способов передачи педагогического опыта.

На мастер-классе наверняка будут:

  • описание общего алгоритма работы;
  • разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
  • обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
  • рассказ о том, как создать «портфолио» и как эффективнее им пользоваться;
  • ответы педагога-мастера на интересующие слушателей во­просы.

Условия проведения мастер-класса

Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от нескольких часов до целого дня, в зависи­мости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно по­влиять, гораздо проще под них подстроиться. Но все же есть не­сколько важных вещей, которые нельзя игнорировать.

А именно:

  • удобное для проведения занятий помещение;
  • технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, доска и т. п.);
  • необходимый раздаточный материал (ватман, цветные маркеры и т. д.);

Формы проведения мастер-класса

могут быть представлены по признаку субъект-объектных отношений в следующем виде:

  • мастер-педагог – педагоги, повышающие квалификации.,
  •  мастер-педагог – опытные педагоги-специалисты по профилю деятельности,
  • мастер-педагог – руководители методических объединений, методист.

В зависимости от объекта мастер-класса степень его интерак­тивности, вовлеченности участников будет различна. Да и от субъ­екта требуется различная подготовительная работа.

 

 

Типичные ошибки мастер-класса:

 

  • отсутствие проблемы, выводящей на тему мастер-класса
  • Отсутствие комментария к демонстрируемому приему
  • Нарушение временных рамок
  • Идентификация участников с детьми
  • Увлечение методикой частного предмета
  • Излишняя теоретизированность
  • Отсутствие анализа работ, выполненных участниками
  • Не умение грамотно провести рефлексию

Заключение

Таким образом, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность и найти новые формы и методы, которые можно использовать в работе.

Список литературы

 

  1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. — № 3. – С.13-22.