Работа с родителями на тему: «Приобщение детей раннего возраста к произведениям художественной литературы»,

Романенко Тамара Петровна, воспитатель,  МБДОУ « Д/сад№47» Г. Ачинск.

 

Цель: Развитие интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя.

Задачи: Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества).

          Младший дошкольный возраст это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы.

В группе раннего возраста я использую произведения разных жанров

 Русский фольклор.

Песенки, потешки: «Наши уточки с утра…»; «Пошёл котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша  Маша  маленька…»; «Чики, чики, кички…»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; 

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира:  «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского.  «Ты, собачка, не лай…», пер. с молд. И. Токмаковой;

Поэзия — А.Барто «игрушки, С. Маршак «Сказка о глупом мышонке

Проза — В. Сутеев «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»;

 Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также слежу за развитием действий в сказке, учу сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаю  внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекаю детей к повторению запомнившихся им отдельных слов.

Для развития речи малышей  провожу  НОД, с использованием художественного слова —  «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор…»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; «Огуречик, огуречик…»; «Солнышко, вёдрышко…».

 Решаю такие задачи: развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

 Работу с детьми провожу  индивидуально и по подгруппам. Перед занятием готовлю наглядный материал, который  использую  во время чтения (игрушки, муляжи, картины,  наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели  лицо читающего, а не только слушали голос. Потому одна из задач — научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Поэтому, читая по книге, надо смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед каждым занятием  произвожу интонационный разбор произведения  и тренируюсь в чтении вслух.

Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами,

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, русские народные сказки: «Репка», «Колобок».

Малышам нравится договаривать  недостающие слова в стихотворении.

 Например, Идет…(бычок).. качается, Вздыхает …(на ходу).

Я люблю свою… (лошадку), Причешу ей шерстку …(гладко).         

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость.

 Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос педагога должен говорить, что в данную минуту речь идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера  читаю, не прерывая себя. Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, объясняю  заранее.

         Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметно пространственной среды в группе. Его наличие необходимо во всех возрастных группах. Он должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок смог достать любую понравившуюся ему книгу. В книжном уголке выставлены разные книги: и новые красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные.  Меняем книги периодически. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо  детям.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель: дать возможность ребенку общаться с книгой.  У малышей должно быть как можно больше книжек — игрушек.

      Основными методами и приемами  в работе являются словесные; практические, наглядные.

  •  Чтение по книге или наизусть.
  •  Рассказывание
  •  Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
  •  Заучивание наизусть.   
  •  Игры – драматизации.
  •  Дидактические игры
  •  Отображение, прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).
  •  Театрализованная деятельность.
  •  Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Система работы, по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг, позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей.

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей.

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.