Статья «Проектная деятельность с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС»

Жданова Наталья Владимировна, Учитель – дефектолог,

ГБОУ РК «Школа – интернат № 24» г. Петрозаводска.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт акцентирует внимание педагогов на активном внедрении в практику работы системно — деятельностного подхода.

Метод проектов – один из способов реализации системно — деятельностного подхода в образовании. Важным достоинством данного метода является возможность его органичного включения в систему традиционных воспитательных мероприятий практически любого образовательного учреждения, независимо от типа и вида.

Немного из истории. Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проектная деятельность в коррекционной школе имеет ряд положительных моментов:

— создаёт у учащихся ситуацию успеха;

— способствует социализации учащихся путём вовлечения в деятельность;

— способствует повышению самооценки, социальной значимости, самоутверждению;

— создаёт положительную мотивацию к учению;

— способствует осуществлению межпредметных связей;

— обеспечивает работу в индивидуальном режиме, темпе, что способствует здоровосбережению.

    При организации проектной деятельности, в коррекционной школе возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями учащихся: тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти, внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы.

     В коррекционной школе каждый учащийся при этом вносит свой вклад в работу по проекту, соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат общей работы. Это способствует снижению уровня тревожности обучающихся и повышению мотивации к учению.

     Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень  мотивации к различным видам деятельности.

Игровые, здоровьесберегающие технологии и технологии дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами. Специфика  нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Поэтому  более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов.

         Учитывая опыт и деятельность коллег, анализируя свою работу,  я пришла к твердому убеждению, что метод творческих проектов вполне применим и в олигофренопедагогике. Опыт показывает, что проектный метод имеет неоценимое значение  для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают.

Одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.

Проект – это как раз проявление творчества. Поэтому я активно использую эту форму в своей работе. По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве».

Конечно, можно поспорить — Какие же упражнения в творчестве может предложить коррекционная школа ребенку с нарушениями в развитии? Как правило, развиваются только «лежащие на поверхности» природные способности ребенка: умение петь, рисовать, танцевать, и очень мало упражнений, связанных с преобразованием, с опытным исследованием окружающего мира. С одной стороны это следствие сложившегося «стереотипа ограниченности» умственных способностей ребенка коррекционной школы, а с другой стороны – отсутствие потенциала для творчества. Кроме того, от учителя коррекционной школы требуется больших усилий для поиска направлений творческой деятельности ребенка.    Ребенок будет успешен если педагог хорошо знает структуру нарушения ребенка, и соответственно учитывает в работе его индивидуальные особенности. Только в этом случае проектная деятельность даёт детям возможность быть уверенными в своих силах, самореализоваться, быть активными участниками школьной жизни.

Будет ли проект в специальной коррекционной школе отличаться от проекта в обычном классе общеобразовательной школы?

Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:

— он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся, т.к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;

— ребенку с нарушением в развитии важно научиться общению и общаться.

— способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Работа над проектом- это общение детей друг с другом, со взрослыми. Поэтому в качестве приоритетной является коллективная деятельность.

Проект — это «пять П»: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация. Шестое «П» проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и др.  

Этапы проекта:

  1. Проблема. Организационный этап: теоретическая часть проекта.

Цель: определение темы, цели, задач, этапов проекта, сроки проекта.

Участники: учитель-родители-специалисты, работающие на классе.

Количество участников зависят от сроков проекта. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны.

По продолжительности проекты бывают:

Мини проекты, укладывающиеся в один урок или являющиеся фрагментом урока.

Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках.

Долгосрочные проекты, реализуемые в течении месяца или нескольких месяцев.

  1. Составление плана работы по проекту (планирование).

Ознакомление с планом участников проекта: родителей, специалистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учитель музыки (тех людей, которые участвуют в учебно-воспитательном процессе с детьми класса)

Цель: определение направлений проекта, распределение заданий каждому участнику проекта, закрепление за каждым ребенком педагога (родителя) помощника. Для наших детей функция планирования очень сложна, в ходе работы над проектом, ребёнок выполняет задания – развиваем  самостоятельность.

  1. Поиск информации по теме проекта. Исследовательская работа в форме: взрослый – ребенок, взрослый – группа детей.

Цель: Совместная работа взрослого и ребенка, определение форм работы над проектом (реферат, сочинение, аппликация, рисунки, пластилинография, поделки  из природного материала, презентация и т.д.) в соответствии с темой проекта.

  1. Продукт проекта. Завершение проекта.
  2. Подведение итогов проекта: презентация, выставка работ, изготовление книги, выставка рисунков…

Цель: развитие навыков самостоятельности, самореализация ребенка, достижение конечного результата совместного труда.

При работе над проектом стараюсь выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Надо побуждать и поддерживать малейшую инициативу ребёнка. Оказывать помощь, создавать условия для достижения положительного результата.

Необходимо понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков ребёнок сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём.