Статья: «Сказкотерапия как условие снижения тревожности у детей дошкольного возраста»

Спиридонова Гульфия Назиповна. Воспитатель. МБДОУ №63. Республика Татарстан. Город Нижнекамск

 

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.

Причины детской тревожности:

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

В целом анализ литературы по данной проблеме позволил выявить основные причины, порождающие тревогу у ребенка: отсутствие у родителей эмоционального контакта с детьми или чрезмерная его интенсивность; отсутствие безусловного принятия родителями ребенка; неверие в способность ребенка быть самостоятельным, инициативным, ответственным; чрезмерная тревога за ребенка и чрезмерная забота о нем; предъявление ребенку завышенных требований без учета его реальных возможностей; усвоение ребенком семейных паттернов тревоги.

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Таким образом, изучив литературу, можно сказать, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера, а больше представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми. Это все относительно исправимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии,  куклотерапии, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений, но мне бы хотелось подробнее остановиться на  методе сказкотерапии.

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.

Например, как считает Ткач Р.М., для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства;
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

Работая с тревожными детьми, в первую очередь следует придерживаться нескольких правил:

—  При чтении или рассказывании сказки должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

 — Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

— Нельзя допускать затянувшихся пауз;

— Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

— Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

       Итак, современная сказкотерапия состоит из «трех лика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека), «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий).

Сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

Из всего изложенного можно сделать вывод, о том, что коррекция путем проведения сказкотерапии, является самым эффективным методом. В дошкольном возрасте информация, переданная ребенку через яркие образы, будет для него наиболее доступной. Сказка помогает ребенку переработать свою проблему через собственный эмоциональный фон, что способствует снизить уровень тревожности в дошкольном возрасте.

Для коррекционной работы с детьми можно выбрать один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии – сказкотерапия. Для работы с тревожными детьми можно выбрать программу «Сказочная шкатулка».

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника.

Для создания игровой сказочной атмосферы, вводится сказочный персонаж — Антошка. В общении с куклой у детей проявляются те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

В основу данной программы положены занятия, которые строятся по принципу концентричности по трем циклам.

Занятия первого цикла направлены на снижение уровня тревожности через:

  1. Закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему роли-образа) позиции управляющего, режиссера;
  2. Обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу;
  3. Обучение самостоятельно владеть ролью-образом.

При этом вводимая взрослым роль — образ помогают ребенку преодолеть зажатость и безынициативность. Особая внутренняя позиция, которая при этом складывается у ребенка, помогает ему справиться с тревожащей ситуацией.

Занятия второго цикла направлены на снижение уровня тревожности через закрепление ребенком умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль — образ. При этом ребенок вначале наблюдает, как это делает взрослый, а затем сам заканчивает предложенные игровые истории. При этом игровые задачи постепенно усложняются. Дети начинают сами придумывать проблемные ситуации и решать их.

Занятия третьего цикла направлены на снижение уровня тревожности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.

На занятиях каждого цикла рассказывается сказка. При этом ребенку предлагается сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. На занятиях первого цикла ребенок выполняет движения за воспитателем. В ходе последующих циклов придумать движения предлагается самому ребенку.

Если дети затрудняются одновременно придумывать продолжение сказки и его изображать, то воспитатель включает движения ребенка, начиная с третьего или четвертого занятия, при этом на предыдущих занятиях воспитатель сам изображает сюжет, придуманный ребенком.

По желанию детей в занятия включаются элементы краткого двигательного «пересказа» всей сказки в конце занятия или предыдущей сказки – в начале занятия. Также дети «рассказывают» понравившиеся им сказки другим детям.

Основные принципы работы:

  • позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  • от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;
  • сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;
  • постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участникатворческого процесса создания сказок.

Используются методы и приемы:

  • Чтение сказок;
  • Работа над сочинением продолжения сказки;
  • Работа над сочинением сказки;
  • Принятие роли сказочного героя на себя;
  • Игры, упражнения и беседы, загадки;
  • Арттерапия: рисование;
  • Использование наглядных пособий: рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

 Форма организации коррекционных занятий — групповая.

Занятия проходят в кабинете психолога, специально предназначенном для групповых форм занятий. Продолжительность одного занятия 30 мин. Всего проводится 10 занятий (одно, два в неделю).

Используемая литература:

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. — М., 2009. — 246 с.
  2. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание — 2010. — №4
  3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 2010. — 318 с.
  4. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2012г.