Конспект интегрированного занятия «Капустник»

Косинова Алина Вадимовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №21 «Земляничка» города Димитровграда Ульяновской области»

 

Цели и задачи:

Воспитывать любовь к народным традициям через народное творчество и игры.

Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Капустник», обычаях и приметах связанных с ним, о пользе капусты для человека.

Дать детям представление об этапах изготовления квашенной капусты.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление, сообразительность, кругозор, обогащать словарный запас прилагательными (белая, хрустящая, сладкая, сочная, полезная, вкусная, кислая, тугая, круглая и т.д.)

Образовательные области: познание, музыка, чтение художественной литературы, социализация, здоровье, коммуникация.

Оборудование к занятию:

Ободок на голову с изображением капусты.

Иллюстрации овощей.

Выставка натюрмортов с капустой.

Деревянное корыто.

Предварительная работа:

Чтение стихов, загадок, примет, пословиц о капусте.

Разучивание хороводов «Урожайная», «Капустка».

Разучивание пальчиковой гимнастики про капусту.

Рисование акварелью натюрморта «Овощи».

Разучивание народных игр: «Обыкновенные жмурки», «Плетень», «Капуста».

Используемая литература:

«Круглый год». Русский земледельческий календарь. Москва, издательство «Правда», 1989. Составила Некрылова А.Ф.

«В гостях у природы» Волина В.В., г. Санкт-Петербург, «Виктория – Специальная литература», 1997.

«Учим детей наблюдать и рассказывать» ЁлкинаН.В., Мариничева О.В., г. Ярославль, «Академия развития», 1996.

«Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ёлкина Н.В., Тарабрина Т.Н.,   г. Ярославль, «Академия развития», 1998.

Хозяюшка: Вот и наступила поздняя осень. Собрали последний урожай  овощей с полей, срубили капусту.  Давайте расскажем и покажем, как мы собирали урожай.

Хоровод «Урожайна».

Молодцы ребята! (дети садятся на свои места)

Вот так же дружно собирали урожай и в древней Руси. В старые времена существовал обычай по окончании полевых работ и сбора урожая устраивали посиделки.

Вот и я

Сяду рядышком на стульчик

Вместе с вами посижу

Загадаю Вам загадки,

Кто смышлёный погляжу.

Хозяюшка загадывает загадки про овощи, а дети ищут отгадку иллюстрацию.

Летом в огороде —

Свежие, зелёные;

А зимою в бочке —

Крепкие, солёные.(огурцы)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.(помидор)

В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь –

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.(лук)

Красный нос в землю врос,

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.(морковка)

Что копали из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?(картошка)

В земле сидит,

Хвост вверх глядит.

Сахар из неё можно добыть,

Вкусный борщ сварить.(свёкла)

Что за скрип, что за хруст

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я…?(капуста)

Молодцы, все загадки разгадали!

Какими только словами не награждали капусту и её наряды. Барыня, сударыня, да в ста одеждах, или, наоборот, в лохмотьях, всегда укатанная и толстобокая. Капуста, пока растет, — настоящая труженица. Листочек плотно пригибает к листу, один за другим формирует к осени крепкий вилок. Капусте надобно быть на «короткой ноге» с холодом, ведь она одной из самых последних из овощных культур покидает огород. В зависимости от того, как «постарается» капуста, таким будет и конечный результат. Либо крепенький вилочек, либо не плотный овощ, годящийся разве что на голубцы.Лист капустный – это и пища и лекарь. Привязав его к больному месту, нередко на утро боль уменьшается, и человеку становится лучше. 

Стихи про капусту.

Е. Голубенко

Побежали мы вприпрыжку

Рвать капусты кочерыжку.

Только сверху кочерыжки

Было листьев много слишком.

Отнесём капусту маме –

Листья станут голубцами.

С. Прохоров

Про капусту в огороде

Я хочу вам рассказать,

Как известно всем в народе,

Ее просто собирать.

Но растить её труднее,

Много надо поливать,

Сорняки надо смелее

Без пощады выдирать.

Это ж наш продукт любимый!

Её варят и солят.

Компонент незаменимый

Для девчонок и ребят.

Пирожки, скажу, с капустой

Очень даже хороши!

Из капусты щи густые

Всем приятны для души.

Есть в капусте витамины

А, В, С и даже Е!

Они умные картины

Пробуждают в голове.

На Руси любимым овощем на столе считалась капуста, её называли: «Первой барыней на деревне». В честь капусты устраивали праздники-посиделки, которые называли – капустниками.

В эти вечера нарядно одетые девушки-крестьянки обходили с песнями все дома в деревне и помогали хозяевам рубить капусту, заготавливать на зиму. Вслед за девушками появлялись юноши с гостинцами для хозяев. Хозяйка в этот день пекла пироги с капустой и угощала ими всех гостей. Вот и мы устроим посиделки «Капустник», а что за праздник без весёлого хоровода.

В хоровод скорей вставайте

И капусту завивайте

Хоровод «Капустка».

Хозяюшка. Ай, да молодцы ребятушки, присаживайтесь на свои места немного отдохнём. А вы знаете, что капуста богата витаминами и очень полезна? Лист капустный – это и пища и лекарь. Привязав его к больному месту, нередко на утро боль уменьшается, и человеку становится лучше. Часто выручала капуста людей во времена голода, потому и сложил народ про неё поговорку «Хлеб да капуста лихого не допустят», а какие вы знаете пословицы и поговорки про капусту.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

Без капусты щи не густы.

Щи капустою богаты, а солью вкусны.

Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.

Капуста любит воду, да хорошую погоду.

Не один рот без капусты не живет.

Ребята, раньше в деревнях капусты сажали очень много, и начинали её собирать после первых осенних заморозков. Недаром говорится, что «Капуста последняя из огорода уходит». Все жители деревни помогали друг другу, собирались целыми семьями ходили из одного двора в другой пока последнюю капусту не срубят. Ребята, а как можно сохранить такой большой урожай капусты на всю зиму, чтобы она осталась и вкусной и полезной. Правильно, люди придумали её солить – квасить

В старые времена для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, оно выдалбливалось из толстого бревна липы или дуба (показ корыта) и специальная тяпка. В помещичьих (богатых) домах корыта были очень длинные, и при рубке капусты возле такого корыта помещалось от 10 до 14 женщин.

Но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковые игры.

Мы капусту рубим, рубим,

(рубящие движения ребром ладони со смещением вправо)

Мы капусту солим, солим,

(пальцы сложены щепоткой и «солят»)

Мы капусту мнем, мнем,

(Сжимаются и разжимаются кулаки)

А морковку трем, трем,

(ладони трутся друг об друга)

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!

(перемешивающие движения)

В бочки плотно набиваем

(уминающие движения)

И в подвалы составляем

Эх, вкусная капуста!

(погладить ладошкой себя по животу).

И сейчас  мы будем квасить капусту.

Практическая часть

А. Осинкин

Обучались мы искусству

Квасить свежую капусту,

Оказалось в этом деле,

Многое мы не умели.

Кочаны почистив дружно,

Что с ней делать дальше нужно?

Как нарезать неизвестно,

Долго думали совместно.

И вопрос тот, если честно,

Мы решали безуспешно,

И комбайном в бак буквально

Нарубили моментально.

Дальше резали морковку,

Опыт был, справлялись ловко.

Ту капусту, что в начале

Мы порезали, помяли.

И закончив подготовку,

В бак добавили морковку,

В нём мы всё перемешали,

Очень долго мяли, мяли,

Подсолили и под пресс,

Всё, окончился процесс!!