Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста

 

Машковская Виктория Васильевна, воспитатель, г. Новокузнецк

 

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закоомерности и особенности психического и речевого развития на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лури, А.Н.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной, Ф.А.Сохина и др.

Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процесы, как происходят восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.

Механизмы речи формируются у ребенка в сложном взаимодействии многих анализаторов, в результате воздействия языка взрослых. Словесный раздражитель является таким же реальным, как и все прочие, только гораздо более многообъемлющим. Роль и время включения каждого из анализаторов в процессе анализа сложного словесного раздражителя — различны. Основным и первоначально складывающимся звеном является совместная деятельность слухового и двигательного анализаторов. Произнесено должно быть то же самое слово, с точно таким же слуховым комплексом, какой и слышится. Этот звуковой состав слова точно определен историей языка и не зависит от воли каждого отдельного человека.

Однако весь речевой процесс не ограничивается пределами функционирования двух анализаторов. Можно установить две фазы этого аналитико-синтетического процесса. В первой фазе услышанное слово разбивается в слуховом анализаторе на звуковые элементы и снова объединяется в сложное целое. Эта фаза может быть соотнесена с восприятием слова. Во второй, более сложной аналитико-синтетической фазе, возбуждение, возникающее в слуховом анализаторе, распространяется выборочно, по совершенно определенным путям в определенные клетки ряда других анализаторов, в которых уже сложились первичные связи от ранее непосредственно действовавших раздражителей. Эта вторая фаза может быть соотнесена с пониманием значения слов и вообще речи. Только в этот момент слово становится вторым сигналом действительности.

Так как ассоциированная со словом система временных связей от непосредственных раздражителей является общей как для слышимого слова, так и произносимого, то аналитико-синтетическая деятельность слухового анализатора в процессе речи находится в тесном взаимодействии с такой же деятельностью двигательного анализатора и контролирует его. Вместе с этим в процессе усвоения языка в самом двигательном анализаторе формируется еще одна важная ступень контроля. От множества мышц, участвующих в работе речевых органов, все время при произнесении слов поступают импульсы в корковую часть двигательного анализатора, где и происходит их анализ и ситез, необходимый для точного артикулирования речи. Эти возбуждения от органов речи И.П.Павлов назвал основным (базальным) компонентом второго сигнала (слова).

В период овладения ребенком грамотой — письмом и чтением — в совместную деятельность слухового и зрительного анализаторов включается также и зрительный. Это вызывает значительную перестройку всего механизма речи.

Так, например, значение слова не меняется от того, слышим ли мы его, произносим или видим в тексте книги. Физиологически же эти процессы совершенно различны. Каждый раз в этих случаях «запуск» возбуждения начинается с разных анализаторов.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга: возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические тенденции.

Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, осоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъективности и инициативности в диалоге со взрослым.

Становясь более самостоятельными, дети старшего дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Старших дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). В старшем дошкольном возрасте усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений.

Ребенка старшего дошкольного возраста следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки.

Наряду с ориентировкой на смысл слова, на обозначаемую словами действительность старшие дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, с интересом упражняются в сочинении рифм. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слова способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Одна из основных функций речи — коммуникативная. В раннем детстве ребенок пользуется ситуативной речью, понятной для собеседника, но обычно непонятной постороннему лицу, не знающему ситуации. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они». У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («он», «она»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «Она (девочка) пошла»; «Она (корова) забодала»; «Он (волк) напал»; «Он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в развитии речи ребенка.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того, чтобы быть понятной без непосредственого восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть понятны слушателям без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять определенные требования и пытается следовать им при построении речи.

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Ситуативная речь не является речью низшего ранга. В условиях непосредственного общения ею пользуется и взрослый. Со временем ребенок начинает все долее совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения на занятиях в детском саду.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 разнообразные чаще, чем младшие дошкольники.

Таким образом, к 7 годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу. У дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессов. В старшем дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится полноценным средством общения и познания.