Конспект занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»

 

 Автор- составитель воспитатель высшей категории

Задубровская Галина Анатольевна

МБДОУ «Детский сад №135».  Г. Рязань

        

Программное содержание:

 Формирование познавательного интереса у детей через знакомство с птицей варакушкой. Дать представление детям о внешнем виде, образе жизни варакушки. Закрепить умение узнавать ее по характерным признакам, передавать характер и образ варакушки с помощью мимики и жестов.

Развивать интерес к поэтическому слову.

Воспитывать у детей любовь к родным местам, к своем у краю.

Активизация словаря: звучное, семейство, род, пойма, звонкое, заливистое

 

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций: «Наши птицы», «Птицы – обитатели лугов, полей, лесов», «Соседи по планете».
  • Чтение художественной литературы, стихов о птицах.
  • Беседы о птицах.
  • Дидактические игры.

 Материал:

  • Наборы фотографий и картинок.
  • Конверты с картинками.
  • Диск с музыкальным произведением.
  • Цветные карандаши.
  • Материал для строительства гнезда (трава, вата, мох, листья, нитки ).

 

Формы организации совместной деятельности с детьми.

 

 

Деятельность детей

 

 

Формы  и методы организации совместной деятельности с детьми

 

Двигательная

 

·        Динамическая пауза

·        Пальчиковая гимнастика

 

Продуктивная

 

·        Творческие задания: раскрашивание «фото»

·        Выставка «фото»

 

Коммуникационная

·        Дидактическая игра  «Построй гнездо»

·        Дидактическая игра «Найди корм»

 

Чтение, восприятие

·        Чтение стихов  П.Барто, Воробьева «Варакушка»

·        Речевая разминка, загадки

                                   

                                    Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, каких певчих птиц вы знаете?

Ответы: канарейка, дрозд и д.р.

Воспитатель: Послушайте загадки и попробуйте отгадать о ком они.

  • Кто там прыгает – шуршит

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Кле-кле-кле поет со свистом? (клест)

 

  • На шесте дворец – во дворце певец (скворец)

 

  • Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

                Голосистее, нежней

                Кто же это?                    (соловей)

 

Воспитатель:   Правильно, ребята. Скворец, клест, соловей — это певчие птицы.  А сегодня мы познакомимся с птицей семейства дроздовых и рода соловьев. Эта птица – варакушка (рассматривание иллюстрации)       

         

 

    Ее легко можно узнать по синему пятнышку, расположенному на груди.

Спинка и крылья варакушки бурого цвета, хвост у основания рыжий и через него проходит черная полоска в форме буквы Т. Горло и зоб синее с рыжим или белым пятном посередине. Вот как об этой птице написал  поэт Павел Барто:

                                   

                                         Краснозвездная варакушка

 

У красавицы варакушки

На груди лазурь как в ракушке

В ту лазурь природой вкраплено

Алых зорь сверканье каплями.

Эта птица необычная,

Говорунья стоязычная,

Пропоет в далекой речи нам

Что в пути далеко встречено.

    Варакушка птица певчая, так же как дрозд и соловей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем поют  птицы?

Ответы: от радости, чтобы общаться с другими птицами.

Воспитатель: Птицы поют, когда возвращаются домой после долгой зимы. Варакушка птица перелетная. Прилетая из дальних краев, она начинает петь. Причем поют только самцы. Они прилетают намного раньше самок. Возвращаясь, домой маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь, Я прилетел, Я занял участок!» Тут он будет растить птенцов, и никто не смеет, поблизости селится. Иначе получит взбучку. Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка.

И если рядом раздастся песня соперника – сородича, хозяин участка прогонит его. А другие птицы – пожалуйста, селитесь, хоть в двух шагах.

 

                                      Игра «Построй гнездо».

(Дети выбирают материал для строительства гнезда варакушки: вата, листья, трава, ветки мох, листья, нитки и др.)

 

Воспитатель: Гнездо варакушка строит на земле, между корнями деревьев, у речных пойм, на берегах озер. Гнезда вьют только из травы и иногда обкладывают их мохом снаружи.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего еще поет варакушка?

Ответы: чтобы их заметили и др.

Воспитатель: У песни варакушки есть и другое назначение. Будущий папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он как бы говорит: «Я тут, я нашел отличное место для гнезда, здесь много корма. Мы вместе построим гнездо, и будем растить птенцов, искать для них корм.

                                       Игра: «Найди корм».

(Дети отбирают картинки с изображением семян, насекомых, ягод, червей, листьев, травы, личинок насекомых и т.д.)

Воспитатель:  Варакушка – насекомоядная птица. Питается насекомыми и  их личинками, а осенью значительную долю пищи занимают ягоды.

Будущая мама —  всегда отличит песню своего суженого от песен других птиц. Ведь каждая птица поет пес ню на свой лад.

                                        Игра: «Кто как поет».  ( Речевая разминка)

вороны…………………..(каркают)

— кукушка………………….(кукует)

— воробей…………………..(чирикает)

— петух………………………(кукарекает) и т д.

Воспитатель: А знаете, как поет варакушка? Пение у нее звучное, включающее свист, щебетание, щелканье. В песне варакушки есть часто повторяющееся «варак – варак – варак», отчего и происходит название этой птицы.

            Кончится весна, обзаведутся птицы семейством, тут и конец песням.

Когда в гнезде пищат голодные малыши, а у варакушки их от 4-х до 7-ми, тут не до песен. Надо варакушке корм добывать, чтобы накормить голодных птенцов.

           Артикуляционная гимнастика «Птенчики». 

  1. «Голодные птенчики» (широко открываем рот, язык на дне ротовой полости, кончик языка упирается в нижние зубы). Произносим: ам – ам.
  2. «Птенчики глотают» (сглатывание слюны).
  3. «Клювики» (всасывать щеки в зазор между зубами, губы сомкнуты и вытянуты вперед)
  4. «Птенчики ждут пищу» (упражнение «Чашечка»)
  5. «Очень вкусно» (присосать язык к небу, произнести звук а)

Воспитатель: Птицы меньше поют еще и потому, что песней можно выдать гнездо и привлечь внимание хищников. Правда и летом слышны птичьи голоса, но не такие звонкие, заливистые весенние песни, а щебетание, чириканье – словом обычная птичья перекличка да разговоры.

 

Воспитатель: На память о нашей встрече, давайте сфотографируемся с птицей варакушкой. ( Дети получают  изображение птицы с птенцами).

А чтобы фотография была  цветной, яркой и красочной раскрасьте ее.

Звучит аудиозапись птичьих голосов. Дети раскрашивают «фото».