Аппликации как средство  развития художественного  творчества детей дошкольного  возраста

Педагогическая разработка.

Подготовила- воспитатель  МБДОУ «ДС общеразвивающего вида №21» Каледина Е.А.

 

В современных педагогических и психологических исследованиях 

доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством 

для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач

 эстетического воспитания, так как по своему характеру является 

художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным 

творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, 

для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к 

действительности.

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский

Наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения-аппликации.

 

Аппликация (от латинского applicatio — накладывание, присоединение) — это техника декоративно-прикладного искусства, вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

 Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника:

Умственное воспитание — постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира.

Сенсорное воспитание — непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

 Нравственное воспитание — изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому.

Трудовое воспитание — здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков.

Эстетическое воспитание — чувство цвета, — когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний

 Актуальность моей работы заключается в том,  чтобы при  целенаправленной и систематической работе происходило  развитие мелкой моторики рук у детей, чтобы  деятельность детей  способствовала формированию интеллектуальных способностей, речевого развития, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка.

Задачи:

Развивать художественное воображение и эстетический вкус.

Развивать конструктивное мышление зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.  

Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы.

 Помогает выучить цвета и формы.

 Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

 

Виды аппликациипредметная, сюжетно — тематическая и декоративная.

В предметнойдети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения.

Сюжетно — тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом

Декоративная аппликация — Вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения.

.Так же аппликация может быть с использованием нетрадиционных материалов: из сухих растений, ватных дисков,   обрывная и аппликация с элементами рисования.

ПерспективаАппликации тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом — это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги. Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Так же связана с рисованием, лепкой — закрепляются цвета, формы, развивается воображение.

Используя в своей  программе  нетрадиционные техники аппликации,  стараюсь усилить интерес ребёнка к данной деятельности.

-В процессе работы дети планируют свою деятельность,создавая красивые аппликации своими руками,

-видя результат своей работы,

-дети испытывают положительные эмоции.

 Работа с бумагой и другими материалами дает возможность детям проявлять терпение, упрямство, фантазию и вкус. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.