Развитие мелкой моторики руки для развития речи дошкольника

Подготовила: воспитатель  МБДОУ «ДС общеразвивающего вида №21» Агеева О.Б.

 

О пользе развития мелкой моторики знают все. В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находиться на  кончиках его пальцев».

 

«Ум ребенка находиться на  кончиках его пальцев».

Это поддерживают и врачи, и логопеды. Малыш плохо говорит? Собирайте пазлы, шнуруйте, собирайте пирамидки и т.д.

Но как связана мелкая моторика и речь? На самом деле такие действия будут развивать именно – мелкую моторику!

   Конечно – это тоже важно. Значит, нет смысла развивать мелкую моторику для развития речи? Все эти пальчиковые игры и многое другое – зря?

  Оказывается, не зря. На самом деле на развитие речи ребенка положительно влияет моторное планирование. Что это такое?

 

Моторное планирование – это умение выстраивать логику действия.

 

 Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей с речевыми трудностями.

Итак

— важно – воспитание моторного планирования;

— быстро делаем, что уже получается, тщательно прорабатываем те движения и упражнения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма.

— регулярность, всего по 5 минут, но каждый дадут очень хороший результат.

 

Высказывания И. Канта «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

 

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И. Канта

 

Поэтому важно давать работу пальцам, и рукам малыша.

 

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

 

Значение, упражнений для развития мелкой моторики руки:

-повышают тонус коры головного мозга;

— развивают речевые центры коры головного мозга;

— стимулируют развитие речи;

— согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи;

— способствуют улучшению артикуляционной моторики;

Подготовка руки к письму.

 

Что развивает мелкую моторику.

-упражнения со сложными действиями (вкладыши, шнуровки, нанизывание и т.д.)

— использование мелких предметов, которые неудобно (пуговицы, бусины, счетные палочки т.д.)

-одевание кукол, застегивание молний, пуговиц, завязывание шнурков;

— резание ножницами:

— развитие графических навыков (штриховки, обводки, графические диктанты т.д.).

-конструирование из бумаги или оригами;

-пальчиковая гимнастика;

— методика Су – Джок.

 

Вывод:

— руки, пальцы, ладони – главные органы, приводящие в движение мыслительную деятельность;

— хорошо развитые руки приносят много пользы, памяти, зрительного и слухового восприятия речи;

-развивая моторику рук – способствует развитию речи, т.е. «как работают руки, так работает голова».