Детям знать положено правила дорожные

Прахова Юлия Андреевна, воспитатель, МАДОУ № 8 «Огонёк»,  г. Сургут

 

Дорога!  Это понятие входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Вот малыш топает по дорожке. Вот он садится за руль своего первого велосипеда, отправляется с родителями на автомобильную прогулку или в необыкновенное воздушное путешествие. Он становится то пешеходом, то пассажиром,  то «водителем». И время от времени оказывается в ситуациях , опасных для его жизни и здоровья.

   Актуальными остаются проблемы детской безопасности на дорогах, ответственность которое несут взрослые: применение детских удерживающих устройств и не предоставление преимущества в движении юным пешеходам. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к запретам, предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребенок  3-7 лет не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности , которое может принести увечье или лишить жизни,  наоборот,  с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничего так не влечет малыша , как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребенка необходимо научить выполнят все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ему необходимо внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств , а не для игр. Важно научить детей до того, как он пойдет в школу , умение ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные дорожные ситуации, правильно определять место , где можно переходить дорогу , а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда необходимо оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.

   Чтобы дорога была доброжелательна к нашим детям, необходимо с ранних лет изучать с ними азбуку дорожной безопасности . Основные правила и понятия ребенок усвоит быстро и прочно, если мы будем знакомить его с азбукой дорожного движения систематически,  ненавязчиво, в различных ситуациях; в «дорожных» играх, образовательных проектах, сказках, беседах, викторинах.

    Анализ  статистических  данных ОГИБДД МВД России за 2016 год, показал, что из 600 дорожно – транспортных происшествий, в которых пострадали дети, 80% происшествий  произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных  переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия по правилам дорожного движения, привлекая сотрудников ОГИБДД, на радио и телевидении входят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к лучшему не изменяется. Более того из года в год детский травматизм  растёт, дети гибнут и получают увечья по прежнему большой частью в непосредственно близости от дома.

     На сегодняшний  день существует большое количество теоретической и методической литературы по обучению детей  ПДД, но все они разрознены, бессистемны и как следствие деятельность педагога по формированию  навыков безопасного поведения  на дорогах часто не структурировано. Обучая ребенка правилам дорожного движения – педагог должен сам четко представлять, чему нужно учить ребенка, и как  это сделать  более эффективно. Педагог сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях и быть примером для своих детей.

Обучения детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;  на формулировании правил дорожного движения в психологически правильной форме; без запретов. Так как большая часть инструкций, составленных в форме запретов, нарушаются, поэтому в процессе изучения правил дорожного движения детьми придаем этим инструкциям утвердительную форму.

Цель программы – создать в дошкольном учреждении условия эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в вопросах формирования у дошкольников компетенций в области безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

Задачи:

 Повысить уровень начально – ключевой компетентности дошкольника по безопасности на дороге, подготовить к умению принимать правильные решения в различных дорожно- транспортных ситуациях.

Создать развивающую среду в группе среднего дошкольного возраста с  целью формирования навыков правильного поведения на дорогах.

Обеспечить совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении.

 

                   Группа среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

       В этом возрасте нервная система детей также неустойчива и склонна к быстрому истощению,условные рефлексы быстро образуются и также быстро исчезают. Потребность в движении преобладает над осторожностью процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения.  У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям,    свойственна переоценка своих возможностей. Поле зрения ребенка 4-5 лет на 20%меньше ,чем у взрослого . Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная.   Чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, у ребенка уходит 3-4 секунды ,что  может оказаться опасным для жизни.  Из-за маленького роста у ребенка шаг не такой длинный, как у взрослого, поэтому , пересекая проезжую часть , он дольше  находится  в зоне опасности.      У детей  маленького роста центр тяжести  тела заметно выше, чем у взрослых, во время  быстрого бега  и  на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие. Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4-5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточенно только на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, ошибками ,которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход  из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора. В средней группе следует продолжать работу, начатую в младших группах. Учить детей ориентироваться на участке детского сада и расположенных поблизости улицах; знакомить с названиями общественно-бытовых зданий в ближайшем окружении. Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая  знакомить их с правилами дорожного движения. Учить детей  устанавливать простейшие связи  во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта. Расширять знания об общественном транспорте, познакомить с трудом шофера. Продолжать учить детей определять и называть местоположение транспорта,  человека, изменения в их движении: едет, идет, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко. близко.

Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки. Учить детей изображать в рисунке несколько предметов, располагая их на всем листе, связывая их единым  содержанием (улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять). Учить рассказывать о себе: на чем ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался. Кто и что сделал неправильно. В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направление: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз; знать правую и левую руку. Во время прогулок дети определяют правую часть тротуара и придерживаются ее. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к  себе (впереди меня- забор, за ним- дом, справа от меня- машина, слева- дорога и т.д.)

    В течении года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. Определив с детьми, какая перед ними дорога: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет ,что только в этом месте можно переходить проезжую часть.

Закрепление  полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо организовать  на занятиях и в играх: соорудить макет улицы, составить план схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу. транспорт. Знания о разных видах транспорта хорошо закреплять с помощью  разрезных картинок. «Оживить «движение на улице поможет фланеграф с набором  соответствующих фигурок. Выкладывая различные варианты движения на дороге, воспитатель предлагает детям прокомментировать ситуации.

   В средней группе  закрепляя понятие «тротуар» и «проезжая часть», дети  знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны

   Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки. Учить детей изображать в рисунке несколько предметов, располагая их на всем листе, связывая их единым  содержанием (улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять). Учить рассказывать о себе: на чем ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался. Кто и что сделал неправильно. В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направление: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз; знать правую и левую руку. Во время прогулок дети определяют правую часть тротуара и придерживаются ее. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к  себе (впереди меня- забор, за ним- дом, справа от меня- машина, слева- дорога и т.д.)

    В течении года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. Определив с детьми, какая перед ними дорога: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет ,что только в этом месте можно переходить проезжую часть.

Закрепление  полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо организовать  на занятиях и в играх: соорудить макет улицы, составить план схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу. транспорт. Знания о разных видах транспорта хорошо закреплять с помощью  разрезных картинок. «Оживить «движение на улице поможет фланеграф с набором  соответствующих фигурок. Выкладывая различные варианты движения на дороге, воспитатель предлагает детям прокомментировать ситуации.

   В средней группе  закрепляя понятие «тротуар» и «проезжая часть», дети  знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны