Тема: «Секреты доброты» 

Погорелова Анна Анатольевна, воспитатель

МБДОУ №41 «Планета детства», г. Пятигорск

 

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия в детском саду.                                                   

Вид занятия: Социально – личностное.                                                                                   

Тип занятия: Познавательное.                                                                                     

 Тема занятия: «Секреты дружбы»

Возраст детей (дети подготовительной группы ).                                                               

Способ организации детей на занятии: с группой детей 10 человек.   

 Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?», разучивание пословиц, физкультминуток, прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”,  музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг, просмотр мультфильма «Верные друзья»тение рассказа «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.                                                                                                                    

Наглядный дидактический материал : презентация к занятию, мягкая игрушка «сердечко»,  макет необычного дерева с разноцветными яблоками , сюжетные картинки к игре «Хороший и плохой поступок», картинки с эмоциональным состоянием смайликов, раздаточный материал.                                                                                                 

Методы и приемы:    Прослушивание музыки, игра-приветствие, художественное слово, беседа, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра, физкультминутка, дыхательное упражнение, подведение итогов.                                    

Цель занятия: Способствовать формированию у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим. 

 Задачи: 

Обучающая: Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг друга; формировать нравственные понятия, как доброта, вежливость, отзывчивость.            

Развивающая: Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные навыки;          

Воспитывающая: Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.

Основные части занятия:

Вводная часть: Приветствие

— Прослушивание аудиозаписи «Дружба начинается с улыбки»                                                                     

— Упражнение «Улыбка»;                                                                                                                

— Д/И «Эмоции»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 Основная частьСюрпризный момент ( макет необычного дерева с разноцветными яблоками)                                                                                                                                                          

— Беседа о дружбе                                                                                                                             

Физминутка для глаз                                                                                                    

— Д/И «Хороший и плохой поступок                                                                               

—  Физкультминутка «Дружно встали на разминку                                                     

  — Игра «Распредели поступки».                                                                                                         

— Упражнение «Продолжи пословицу».                                                                  

—  Упражнение «Добрые слова».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

— Пальчиковая гимнастика «Дружба»;                                                                                      

— Продуктивная деятельность. Оригами из бумаги.

  Заключительная часть: Подведение итогов                                                                                                             

— Упражнение «Назовем секреты дружбы»;                                                                                                             

 — Ритуал прощания «Подари тюльпан гостям»                                               

 Последующая работа:                                                                                                           

— Продолжить изучение народного фольклора (пословицы и поговорки о дружбе); детских песен и стихотворений.                                                                                

— Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (игра, обучающие занятия, прогулки)

Ход занятия 

Вводная часть занятия:

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки» ( ребята становятся в круг).

Педагог: — ребята, я не случайно включила эту песню.                                                                            

Каждый из вас догадался, чему посвящена наша беседа?                                                                        

Дети (хором): — Дружбе!                                                                                                                  

Педагог: Верно, дружбе. Сегодня нам предстоит пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!                           

 Так с чего же начинается дружба?                                                                                                                         

Дети (хором): С улыбки!                                                                                                                                      

Педагог: — Я хочу подарить вам улыбку и  поделиться хорошим настроением , я люблю вас.  Порадуйте своей улыбкой наших гостей и тех, кто с вами рядом.  Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.                       

Худож. слово.                                                                                                                   

— Все скорее станьте в круг я твой друг и ты мой друг,                                                                                

— Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.                                                  

Посмотрите, каким ярким стал день и на душе теплеет.                                                                                                                       

Дети выполняют упражнение «Улыбка».                                                                              

Д/И. «Эмоции»                                                                              

Воспитатель: — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Посмотрите  картинки и  назовите ,какие чувства могут вызывать наши поступки ( педагог демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей)                                                                                                                                 

Дети(хором): Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.                                                                

Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать огорчение?                                                 

Дети: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.                                                                                 

Воспитатель: А что у вас вызывает радость?                                                        

Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.                                                                   

Воспитатель: Ребята, нам удалось справиться с плохим настроением и раскрыть первый « секрет дружбы»  — хорошее настроение(улыбка

Основная часть занятия:                                                                                                                             

 Воспитатель: (дети садятся на стульчики, образуя круг). — Ребята, на этом наши испытания не заканчиваются, а продолжаются и поможет мне вот это необычное дерево, на котором растут цветные яблочки. А в яблочках зашифрованы «секреты дружбы»                                                                                                              

— И так, готовы?  ( педагог приглашает по одному ребенку и сообщает инструкцию).                                                                                                                  

 Ребенок:— Желтое яблочко с дерева срываю, что найду пока, не знаю,

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать следующий секрет нужно ответить на вопросы. Вы готовы?

Проводится беседа:

— Что такое дружба? (желание быть вместе, общаться, у них общие интересы, им весело друг с другом)                                                                                                                                

Воспитатель: правильно — это взаимоотношение между людьми.                                                                    

— А люди, которые связаны дружбой, как называются? (друзья)                                                               

— Каким должен быть друг? (добрым, вежливым, отзывчивым)                                                                                                                                        

 — Кто может быть другом (ответы детей: дети, родители, животные)                                        

— Можно ли прожить без друга?                                                                                                                                       

— Как вы думаете, что значит дружить. (рассуждение детей)                                                     

 — А что такое хорошие поступки ?(это когда помогаешь другим в какой либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим)                                                                                               

Воспитатель: — Молодцы! Мы прошли еще одно испытания.

Хороший друг, всегда должен быть рядом.
 А сейчас закройте свои глазки —  расслабьтесь.(проводится гимнастика для глаз)

Физминутка для глаз.

Ветер дует нам в лицо         (часто моргают)

Закачалось деревцо              (не поворачивая головы, смотрит вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише      (медленно приседаютпуская вниз глаза)

Деревца все выше, выше     (встают и глаза поднимают)

 Ребенок— Красное яблоко с дерева срываю, что найду пока, не знаю,                                                                                                                         

  Воспитатель: Следующий секрет «зашифрован» в картинках.

 

Д/И «Хороший или плохой поступок»

(На экране картинки с изображениями хороших и плохих поступков).

Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.

Воспитатель: Что изображено на этой картинке?

Дети: На картинке девочка  дразнит мальчика.

Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?

Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.

Воспитатель: Что чувствует мальчик в этот момент?

Дети: мальчик расстроился, он огорчен, обижен.

Воспитатель: А на этой картинке что изображено?

Дети: На этой картинке мальчик помогает маме с уборкой.

Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?

Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно помогать.                        

Воспитатель: А что вы видите на этой картинке?                                                                                                                              

Дети: Мальчик уступил дедушке место в автобусе.                             

 Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?                                         

Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.                                                                    

Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?

Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.

Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.                                                                                                                 

Физкультминутка «Дружно встали на разминку».

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку,

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри

(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)

Наклоняемся вперед

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Дружно делаем по счету.

(Наклоны вперед).                          

Воспитатель: Игра найди хорошие и плохие поступки.

— Это еще один секрет дружбы – поступай хорошо — помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей. Движемся дальше в поисках «секретов дружбы»!

 

Ребенок: — Зеленое яблочко срываю, что найду  пока, не знаю.

Воспитатель: Вы все знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.

(Начинает ребенок, который держит яблоко в руках).

Нет друга, ищи (а найдешь — береги).

       Не бросай друга (в беде).

Добрые слова дороже богатства.
Сам себя губит (кто других не любит).
Старый друг (лучше новых двух).
Дружба в делах (помощница).
Дружба как стекло (разобьешь — не сложишь).
Дружбу помни (а зло забывай).
Новых друзей наживаю (а старых не забываю).                                                                                       
Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Дети:

— Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.                                                                       

—    Беречь дружеские отношения.                                                                                                                                          

— Поддерживать друг друга.                                                                                                        

— Помнить о своих друзьях.                                                                                                     

Воспитатель: Вот сколько «секретов дружбы» содержится в народной мудрости.

Ребенок: Розовое яблочко срываю, что найду  пока, не знаю.

Воспитатель: Ребята , а вы знаете вежливые слова? Тогда и с этим испытанием мы справимся.  Будем приветствовать друг друга с помощью вежливых слов!                                  

Проводится упражнение «Скажи доброе слово другу. (дети передают сердечко и говорят добрые слова)                                                                                                                                   

Например, (Давай с тобой дружить, ты хороший  друг, ты очень умный, ты добрый, я подарю тебе мишку, мне нравится как ты рисуешь, ты очень красивая,  с тобой очень интересно играть, ты веселый и т. д.)                                                                          

Воспитатель: Молодцы, ребята! А для чего нам нужны вежливые слова?    

( для общения друг с другом)  

Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это тоже «секрет дружбы».  Быть вежливым.                                                                                                                                          Воспитатель:  Дети , а вам хочется  порадовать своих друзей? А как можно порадовать друга? нарисовать, поделку сделать)

 пальчиковая гимнастика«Дружба»                                                                                                          

 Дружат в нашей группе девочки и мальчики.     (Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики       (Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять.                                                                                                             

Пять, четыре, три, два, один.           (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого.Затем соединять, начиная с мизинца.                                                                                                                    

Продуктивная деятельность.

(дети делают оригами из бумаги и дарят друг другу.) 

Заключительная часть занятия:

 Воспитатель: Молодцы, вы настоящие друзья! Как много разных испытаний мы прошли, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья.

Давайте еще раз назовем все «секреты дружбы»?

(Дети называют). Подведение итогов занятия.

— Что для жизни нужно?                                                                                                                    

Дети (отвечают хором): Солнце!                                                                                                                     

— Что для дружбы нужно?                                                                                                                                           

Дети (отвечают хором): Сердце!                                                                                                                              

— Что для сердца нужно?                                                                                                                    

 Дети (отвечают хором): Счастье!                                                                                                                      

— Что для счастья нужно?                                                                                                                                             

Дети (отвечают хором): Мир!

Ритуал прощания «Подари тюльпан гостям».

Содержание ритуала:

Жил – был Тюльпанчик. (Ладошки изображают открытый бутон).                                                                 

Наступила осень, подул холодный ветер. ( Дуют холодным воздухом на ладошки).              

Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно. (Ладошки смыкаются, лицогрустное).Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок.

(Дуют воздухом на ладошки). Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. (Ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.)                                                                      

Дети дарят гостям воображаемый тюльпанчик и прощаются.