Погорелова Анна Анатольевна, воспитатель
МБДОУ №41 «Планета детства», г. Пятигорск
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия в детском саду.
Вид занятия: Социально – личностное.
Тип занятия: Познавательное.
Тема занятия: «Секреты дружбы»
Возраст детей (дети подготовительной группы ).
Способ организации детей на занятии: с группой детей 10 человек.
Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?», разучивание пословиц, физкультминуток, прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг, просмотр мультфильма «Верные друзья»,чтение рассказа «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.
Наглядный дидактический материал : презентация к занятию, мягкая игрушка «сердечко», макет необычного дерева с разноцветными яблоками , сюжетные картинки к игре «Хороший и плохой поступок», картинки с эмоциональным состоянием смайликов, раздаточный материал.
Методы и приемы: Прослушивание музыки, игра-приветствие, художественное слово, беседа, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра, физкультминутка, дыхательное упражнение, подведение итогов.
Цель занятия: Способствовать формированию у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.
Задачи:
Обучающая: Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков и различать эмоциональные состояния друг друга; формировать нравственные понятия, как доброта, вежливость, отзывчивость.
Развивающая: Развивать социально – нравственные чувства, взаимопомощь, а также совершенствовать коммуникативные навыки;
Воспитывающая: Воспитывать справедливое отношение друг к другу и нравственные формы поведения.
Основные части занятия:
Вводная часть: Приветствие
— Прослушивание аудиозаписи «Дружба начинается с улыбки»
— Упражнение «Улыбка»;
— Д/И «Эмоции»;
Основная часть: Сюрпризный момент ( макет необычного дерева с разноцветными яблоками)
— Беседа о дружбе
— Физминутка для глаз
— Д/И «Хороший и плохой поступок
— Физкультминутка «Дружно встали на разминку
— Игра «Распредели поступки».
— Упражнение «Продолжи пословицу».
— Упражнение «Добрые слова».
— Пальчиковая гимнастика «Дружба»;
— Продуктивная деятельность. Оригами из бумаги.
Заключительная часть: Подведение итогов
— Упражнение «Назовем секреты дружбы»;
— Ритуал прощания «Подари тюльпан гостям»
Последующая работа:
— Продолжить изучение народного фольклора (пословицы и поговорки о дружбе); детских песен и стихотворений.
— Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (игра, обучающие занятия, прогулки)
Ход занятия
Вводная часть занятия:
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки» ( ребята становятся в круг).
Педагог: — ребята, я не случайно включила эту песню.
Каждый из вас догадался, чему посвящена наша беседа?
Дети (хором): — Дружбе!
Педагог: Верно, дружбе. Сегодня нам предстоит пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!
Так с чего же начинается дружба?
Дети (хором): С улыбки!
Педагог: — Я хочу подарить вам улыбку и поделиться хорошим настроением , я люблю вас. Порадуйте своей улыбкой наших гостей и тех, кто с вами рядом. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.
Худож. слово.
— Все скорее станьте в круг я твой друг и ты мой друг,
— Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Посмотрите, каким ярким стал день и на душе теплеет.
Дети выполняют упражнение «Улыбка».
Д/И. «Эмоции»
Воспитатель: — Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Посмотрите картинки и назовите ,какие чувства могут вызывать наши поступки ( педагог демонстрирует картинки с эмоциональным состоянием людей)
Дети(хором): Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.
Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать огорчение?
Дети: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.
Воспитатель: А что у вас вызывает радость?
Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.
Воспитатель: Ребята, нам удалось справиться с плохим настроением и раскрыть первый « секрет дружбы» — хорошее настроение(улыбка)
Основная часть занятия:
Воспитатель: (дети садятся на стульчики, образуя круг). — Ребята, на этом наши испытания не заканчиваются, а продолжаются и поможет мне вот это необычное дерево, на котором растут цветные яблочки. А в яблочках зашифрованы «секреты дружбы»
— И так, готовы? ( педагог приглашает по одному ребенку и сообщает инструкцию).
Ребенок:— Желтое яблочко с дерева срываю, что найду пока, не знаю,
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать следующий секрет нужно ответить на вопросы. Вы готовы?
Проводится беседа:
— Что такое дружба? (желание быть вместе, общаться, у них общие интересы, им весело друг с другом)
Воспитатель: правильно — это взаимоотношение между людьми.
— А люди, которые связаны дружбой, как называются? (друзья)
— Каким должен быть друг? (добрым, вежливым, отзывчивым)
— Кто может быть другом (ответы детей: дети, родители, животные)
— Можно ли прожить без друга?
— Как вы думаете, что значит дружить. (рассуждение детей)
— А что такое хорошие поступки ?(это когда помогаешь другим в какой либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим)
Воспитатель: — Молодцы! Мы прошли еще одно испытания.
Хороший друг, всегда должен быть рядом.
А сейчас закройте свои глазки — расслабьтесь.(проводится гимнастика для глаз)
Физминутка для глаз.
Ветер дует нам в лицо (часто моргают)
Закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрит вправо-влево)
Ветер тише, тише, тише (медленно приседают,опуская вниз глаза)
Деревца все выше, выше (встают и глаза поднимают)
Ребенок: — Красное яблоко с дерева срываю, что найду пока, не знаю,
Воспитатель: Следующий секрет «зашифрован» в картинках.
Д/И «Хороший или плохой поступок»
(На экране картинки с изображениями хороших и плохих поступков).
Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Дети: На картинке девочка дразнит мальчика.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.
Воспитатель: Что чувствует мальчик в этот момент?
Дети: мальчик расстроился, он огорчен, обижен.
Воспитатель: А на этой картинке что изображено?
Дети: На этой картинке мальчик помогает маме с уборкой.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно помогать.
Воспитатель: А что вы видите на этой картинке?
Дети: Мальчик уступил дедушке место в автобусе.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.
Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?
Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.
Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.
Физкультминутка «Дружно встали на разминку».
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку,
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри
(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу)
Наклоняемся вперед
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Дружно делаем по счету.
(Наклоны вперед).
Воспитатель: Игра найди хорошие и плохие поступки.
— Это еще один секрет дружбы – поступай хорошо — помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей. Движемся дальше в поисках «секретов дружбы»!
Ребенок: — Зеленое яблочко срываю, что найду пока, не знаю.
Воспитатель: Вы все знаете много пословиц о дружбе, предлагаю их вспомнить. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.
(Начинает ребенок, который держит яблоко в руках).
Не бросай друга (в беде).
Воспитатель: Молодцы, ребята! О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Дети:
— Друзья в трудную минуту должны помогать друг другу.
— Беречь дружеские отношения.
— Поддерживать друг друга.
— Помнить о своих друзьях.
Воспитатель: Вот сколько «секретов дружбы» содержится в народной мудрости.
Ребенок: Розовое яблочко срываю, что найду пока, не знаю.
Воспитатель: Ребята , а вы знаете вежливые слова? Тогда и с этим испытанием мы справимся. Будем приветствовать друг друга с помощью вежливых слов!
Проводится упражнение «Скажи доброе слово другу. (дети передают сердечко и говорят добрые слова)
Например, (Давай с тобой дружить, ты хороший друг, ты очень умный, ты добрый, я подарю тебе мишку, мне нравится как ты рисуешь, ты очень красивая, с тобой очень интересно играть, ты веселый и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А для чего нам нужны вежливые слова?
( для общения друг с другом)
Мы сейчас все были приветливы друг с другом! Это тоже «секрет дружбы». Быть вежливым. Воспитатель: Дети , а вам хочется порадовать своих друзей? А как можно порадовать друга? ( нарисовать, поделку сделать)
пальчиковая гимнастика«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого.Затем соединять, начиная с мизинца.
Продуктивная деятельность.
(дети делают оригами из бумаги и дарят друг другу.)
Заключительная часть занятия:
Воспитатель: Молодцы, вы настоящие друзья! Как много разных испытаний мы прошли, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья.
Давайте еще раз назовем все «секреты дружбы»?
(Дети называют). Подведение итогов занятия.
— Что для жизни нужно?
Дети (отвечают хором): Солнце!
— Что для дружбы нужно?
Дети (отвечают хором): Сердце!
— Что для сердца нужно?
Дети (отвечают хором): Счастье!
— Что для счастья нужно?
Дети (отвечают хором): Мир!
Ритуал прощания «Подари тюльпан гостям».
Содержание ритуала:
Жил – был Тюльпанчик. (Ладошки изображают открытый бутон).
Наступила осень, подул холодный ветер. ( Дуют холодным воздухом на ладошки).
Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно. (Ладошки смыкаются, лицогрустное).Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок.
(Дуют воздухом на ладошки). Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. (Ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.)
Дети дарят гостям воображаемый тюльпанчик и прощаются.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Конспект занятия НОД «Игрушки и предметы которые живут в нашей группе» (RANDOM - 50%)