«Семейный бюджет, доход, расход»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(подготовительная группа)

 

 

 

Подготовила:

воспитатель

Солнышкина А.В.

МАДОУ «Сказка»

 г. Когалым, 2021 г

 

Познавательное развитие (экономическое воспитание)

Тема: «Семейный бюджет, доход, расход»

Цель: Закрепить знания детей о первоначальных представлениях семейного бюджета.

Программное содержание:

Образовательные

продолжать знакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;
закрепить знания детей по следующим понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»; 
дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;

Развивающие

развивать умение выбирать предметы и определять потребности в различных ситуациях, соотносить собственные желания и возможности.
развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
развивать связную речь, умение четко и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Воспитательные

воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», «Заветные желания»,  «Потребности семьи», загадки.
Оборудование и материалы: 
презентация, мультфильм «Простоквашино» , костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки; модель “семейный бюджет” – кошелек

Словарная работа: обобщение словаря: семейный бюджет, доход, расход, стипендия, пенсия; 
 Ход деятельности
Организационный момент. 

Игра: «Назови соседей числа»

(Слышится стук в дверь)

В: Ребята, вы слышите этот стук откуда он доносится. К нам в гости пришел Матроскин
В: Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскинговорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»
В: Что значит «экономить?» ( беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)
— Вы слышали от своих родителей такие слова?
— В каких случаях? (ответы детей)

В: — Во всех семьях родители стараются экономить. И для того чтобы понять как появляются деньги в семье мы поиграем в игру «Семья»
В: — Назовите членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).(выбирается семья, переодеваются дети)
— Как вы думайте, чем каждый из них занимается?
( Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад).
— Папа, мама они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц.
— Кто получает в этой семье зарплату? (Папа, мама)
— За что они получают зарплату? (За свой труд)
Ребята, а как деньги попадают к нам дом? А где можно снять деньги? (в банке, в банкомате)(деньги снимают и кладут в общий бюджет)

— Пусть наши мама и папа пройдут к банкомату и снимут свою зарплату.
В.- В нашей семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги.

В: -За что им платят пенсию. (Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в общий бюджет).
В: — Сестра – студентка она учится и за свою учебу получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
В: — Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а родители.
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие семейного бюджета.)

 В: — Вот как складывается семейный бюджет.

— В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи.

Дочь в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
В.- Доходы увеличились или уменьшились?
— Денег стало больше или меньше? 
В: -Сын порвал куртку и маме пришлось купить новую (забирает из копилки деньги).

— Доходы увеличились или уменьшились?
— Денег стало больше или меньше? 

В:А сейчас поиграем в игру «Доход-расход»

1)  
2) покупка хлеба в магазине (расход),
3) оплата коммунальных услуг (расход),
4) папа получил отпускные (доход),
5) оплата за детский сад (расход),
6) покупка игрушки (расход),
7) бабушка получила пенсию (доход),
8) дедушка выиграл в лотерею (доход),
9) поездка на курорт (расход),
10) сестра получила стипендию (доход),
11) поломался телевизор (расход).
12) В: Ребята, кто в вашей семье распоряжается семейным бюджетом? (Ответы детей: мама, папа, родители, взрослые). Представьте, что в этой семье распорядиться семейным бюджетом, доверили сыну. Послушайте, как он это сделал.  (ребенок читает стихотворение:

– Сперва куплю игрушек,

Ведь мне нужны они!

В доме много разных круп –

На обед мы сварим суп.

Купим вкусное мороженое,

Купим булочки твороженные.

Купим книжек и газет,

Это выдержит бюджет!

Может, купим попугая –

Пусть по комнате летает.

Купим дедушке носки,

Брату – лыжи и коньки,

Купим бабушке платок,

Папе купим молоток,

Маме купим платье.

Ну, пожалуй, хватит.

Больше денег в доме нет,

Невелик у нас бюджет!

 

В.- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (у мальчика очень много желаний).

Ка вы думаете сын купил самое необходимое для семьи?

Можно ли обойтись без таких покупок?
В.- Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом.
Вам надо взять карточку рассмотреть ее. Подумать и определить какие самыеважные и необходимые траты, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого. 
(Дети берут карточки, на которых изображены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).
В: — Основные траты вы кладете в красный квадрат, менее важные в синийквадрат.
В.- Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия).
В.- Как думаете, вы экономно распорядились деньгами? 
— Если так, то на что можно их потратить? (Покупать товар, копить, класть в банк, потратить на отдых).
Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?
В.- А для чего хотел экономить Матроскин?
— Кто помнит? (Смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»)
Итог. 

— ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
— Как вы  помогаете  родителям экономить? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)