Конспект непосредственно образовательной деятельности
(подготовительная группа)
Подготовила:
воспитатель
Солнышкина А.В.
МАДОУ «Сказка»
г. Когалым, 2021 г
Познавательное развитие (экономическое воспитание)
Тема: «Семейный бюджет, доход, расход»
Цель: Закрепить знания детей о первоначальных представлениях семейного бюджета.
Программное содержание:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», «Заветные желания», «Потребности семьи», загадки.
Оборудование и материалы:
презентация, мультфильм «Простоквашино» , костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки; модель “семейный бюджет” – кошелек
Словарная работа: обобщение словаря: семейный бюджет, доход, расход, стипендия, пенсия;
Ход деятельности
Организационный момент.
Игра: «Назови соседей числа»
(Слышится стук в дверь)
В: Ребята, вы слышите этот стук откуда он доносится. К нам в гости пришел Матроскин
В: Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскинговорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»
В: Что значит «экономить?» ( беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)
— Вы слышали от своих родителей такие слова?
— В каких случаях? (ответы детей)
В: — Во всех семьях родители стараются экономить. И для того чтобы понять как появляются деньги в семье мы поиграем в игру «Семья»
В: — Назовите членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).(выбирается семья, переодеваются дети)
— Как вы думайте, чем каждый из них занимается?
( Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад).
— Папа, мама они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц.
— Кто получает в этой семье зарплату? (Папа, мама)
— За что они получают зарплату? (За свой труд)
— Ребята, а как деньги попадают к нам дом? А где можно снять деньги? (в банке, в банкомате)(деньги снимают и кладут в общий бюджет)
— Пусть наши мама и папа пройдут к банкомату и снимут свою зарплату.
В.- В нашей семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги.
В: -За что им платят пенсию. (Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в общий бюджет).
В: — Сестра – студентка она учится и за свою учебу получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
В: — Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а родители.
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие семейного бюджета.)
В: — Вот как складывается семейный бюджет.
— В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи.
— Дочь в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
В.- Доходы увеличились или уменьшились?
— Денег стало больше или меньше?
В: -Сын порвал куртку и маме пришлось купить новую (забирает из копилки деньги).
— Доходы увеличились или уменьшились?
— Денег стало больше или меньше?
В: — А сейчас поиграем в игру «Доход-расход»
– Сперва куплю игрушек,
Ведь мне нужны они!
В доме много разных круп –
На обед мы сварим суп.
Купим вкусное мороженое,
Купим булочки твороженные.
Купим книжек и газет,
Это выдержит бюджет!
Может, купим попугая –
Пусть по комнате летает.
Купим дедушке носки,
Брату – лыжи и коньки,
Купим бабушке платок,
Папе купим молоток,
Маме купим платье.
Ну, пожалуй, хватит.
Больше денег в доме нет,
Невелик у нас бюджет!
В.- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (у мальчика очень много желаний).
— Ка вы думаете сын купил самое необходимое для семьи?
— Можно ли обойтись без таких покупок?
В.- Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом.
— Вам надо взять карточку рассмотреть ее. Подумать и определить какие самыеважные и необходимые траты, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого.
(Дети берут карточки, на которых изображены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).
В: — Основные траты вы кладете в красный квадрат, менее важные в синийквадрат.
В.- Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия).
В.- Как думаете, вы экономно распорядились деньгами?
— Если так, то на что можно их потратить? (Покупать товар, копить, класть в банк, потратить на отдых).
Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?
В.- А для чего хотел экономить Матроскин?
— Кто помнит? (Смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»)
Итог.
— ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
— Как вы помогаете родителям экономить? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Технологическая карта сюжетно - ролевой игры Салон красоты «Стиль» в старшей группе (RANDOM - 50%)