Бугаева Светлана Ивановна
Косян Соня Владимировна
Воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 6 «Солнышко»
г. Красноярск
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, вторговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Если в дошкольном образовательном учреждении создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей), то в результате старшие дошкольники способны овладеть элементарными экономическими знаниями:
1.Называние разных мест и учреждений торговли (супермаркет, интернет-магазин).
2.Знание российских денег, некоторых названий валют ближнего и дальнего зарубежья.
3.Проявление интереса к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут дома хозяйство и т.д.)
4.Объяснение различия понятий «благополучие», «счастье», «достаток».
Цель нашей практики заключается в формировании азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через создание единой образовательной среды в ДОУ.
Также, были поставлены основные задачи для успешной реализациипрактики.
Согласно требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно — пространственной среде, стимулирующей развитие дошкольников к вопросу финансовой грамотности: среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам финансовой грамотности в процессе его самостоятельной деятельности. Ребенок осваивает свойства и признаки предметов, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнаёт о труде человека, его потребностях и т.д. Иными словами, среда, обеспечивающая разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка в мире финансовой грамотности. При этом развивается любознательность, воображение, умственные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми. Возможности развивающей предметно — пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности.
Наш детский сад внедряет практику в инновационной направленности по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников под редакцией Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.
Администрацией и педагогическим коллективом ДОУ был разработан перспективный план по созданию и внедрению в работу ДОУ единого образовательного пространства, которое способствует формированию у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
В результате реализации плана в каждой возрастной группе созданы центры финансовой грамотности с наличием дидактического материала для сюжетно-ролевых игр. Вся образовательная среда, созданная руками педагогов отвечает требованиям ФГОС ДО: доступная, безопасная, вариативная, полифункциональная, трансформируемая, насыщенная.
Созданная образовательная среда по развитию финансовой грамотности дошкольников шагнула за пределы групповых ячеек. На лестничных маршах размещены стенды: «Деньги вчера, сегодня и завтра», «Деньги разных стран мира», которые расположены в фойе детского сада. В спортивно-музыкальном зале активно используется напольная игра «Шаги к успеху».
В группах имеется игра «Монополия» (динамичная игра в торговлю недвижимостью), банкомат сделанный своими руками для сюжетно-ролевых игр, лэпбук финансовой грамотности, альбомы для рассматривания: «Деньги разных стран», «История возникновения и развития денег», также создана картотека игр «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности», приобретена дидактическая игра «Мой магазин».
Первоначально, приступая к работе над этим направлением возникласледующая проблема: обогащая развивающую предметно-пространственнуюсреды обнаружен дефицит продаваемой литературы с финансовым содержанием, а также игрового оборудования. Поэтому, усилиями и стараниями наших педагогов и родителей, был создан и накоплен весь дидактический материал по финансовому воспитанию: картотеки сказок, стихов, альбомы загадок, пословиц, поговорок в картинках, альбом «Эволюция денег», кроссворды и ребусы, игры-путешествия, лэпбуки, настольно-печатные игры, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наглядные пособия, имеющих содержание финансовой направленности.
Родители воспитанников также принимают активное участие в работе по созданию единого образовательного пространства в ДОУ. Изготовили копилки, кошельки с «деньгами» (копии банкнот и монет) для каждого ребёнка, участвовали в познавательных конкурсах, помогали в обогащении картотеки игр, пополнили сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Банк», «Кафе», «Интернет-магазин». Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить компетентность родителей по данному вопросу, улучшилось взаимодействие ДОУ и родителей.
В повседневной жизни родители с детьми, активно и с большим интересом помогают детям закреплять полученный опыт и знания в кругу семьи.
В результате проведённой работы, мы пришли к выводу, что в процессе создания и дальнейшего использования единого образовательного пространства в ДОУ, не возможно без качественного взаимодействия педагогов и родителей. Поэтому мы пришли к выводу, что работа по финансовому воспитанию детей дошкольного возраста невозможна без участия педагогов и родителей. На всех дополнительных этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье, в детском саду. На всю игровую деятельность детей влияет то пространство, в котором ребенок существует и действует. Это и есть та финансовая среда, направленная на знакомство и изучение знаний по финансовому воспитанию.
Анализируя педагогическую работу по формированию азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраст, посредством создания единого образовательного пространства в ДОУ можно констатировать что, создание единого образовательного пространства представляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, развивает индивидуальность каждого ребёнка как личности. У детей повышается уровень знаний и представлений по вопросам финансовой грамотности, дети с большим интересом и огромным желанием занимаются. Значит, данная система работы положительно воздействуют на формирование первичных представлений финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.
Литература:
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- «Масленица идет, блины и мед несет!» (RANDOM - 50%)