Веснина Вера Анатольевна, воспитатель, МДОУ «ЦРР-д/с №183» г. Магнитогорска.
Программное содержание:
- Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности;
- Продолжать учить детей передавать в рисунках характерные особенности деревьев, осенней листвы;
- Закреплять умение подбирать цветовые гаммы;
- Обобщить впечатления детей о красоте осени в музыке, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»);
- Воспитывать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, к красоте окружающего мира.
Предварительная работа:
- Экскурсия в парк;
- Беседы об осени;
- Чтение художественных произведений: «Осень» Я. Аким, «Осень» К. Бальмонт, «Осень» А. Майков;
- Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
- Пение песен об осени и слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»;
Материалы и оборудование:
- Проектор, экран, презентация «Осенний лес»;
- Голубая бумага с изображением земли.
- Краски гуашь, кисти мягкие № 2, 5, банки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Под музыку дети входят в зал и попадают в «осенний лес».
Восп. Ребята сегодня мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес. Какое время года в этом лесу? (Осень) Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они догадались, что в парке осень). Давайте, прочтем стихи об осени.
Восп. Очень красивые стихи
Восп. Об осени можно рассказать словом и музыкой, а как вы думаете осень нарисовать можно? (Да) Давайте посмотрим, как изображают осень художники.
Дети рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному. Отвечают на вопросы: Какое настроение у вас возникает от картин? Какие краски используют художники?
Восп. Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень в лесу. В лесу растет много разных деревьев. Теперь давайте их нарисуем, но вспомним схему изображения деревьев.
Помните, что все деревья отличаются друг от друга. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.
Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев.
Восп. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем лесу, и как они будут расположены на вашем рисунке.
Пальчиковая игра «Листья желтые летят»
Листопад, листопад! Листья желтые летят!
Вверх летят и вниз летят! Облетает бедный сад.
Вправо, влево полетели, на ладошках шелестели.
С ветерком они кружились и на землю опустились!
Дети начинают рисовать. Воспитатель уточняет приемы рисования. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Индивидуальная работа:
- Кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев.
- Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.
Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы и т. д.
Двигательный этюд «Ветер ветерок»
В волшебном осеннем лесу росли деревья великаны…
А под нити маленькие кустики.
Подул осенний ветерок и закачались веточки кустиков…
Поднялся сильный ветер и закачал ветви деревьев.
Полетели листики и листочки, закружились,
Встретились и подружились!
Педагог предлагает детям поместить их рисунки вокруг ковра, чтобы получился один большой осенний лес.
Итог: В конце занятия воспитатель отмечает рисунки с интересным композиционным решением. Отмечает, что одно и то же можно изобразить по-разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать. Вот на этом рисунке солнце такое ласковое, листья отражают его лучи. А вот здесь подул ветер, с некоторых деревьев листья опали.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- «Виды конструирования в детском саду» (RANDOM - 50%)