Коррекционное занятие по теме: «Примитивный стиль общения»

Артемова Светлана Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Школа №4» г. Осинники.

 

Цели: научить быстро диагностировать стиль общения — свой и собеседника; выяснить факторы, влияющие на выбор того или иного стиля общения. Причины выбора примитивного стиля общения.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Хлопок по коленям»

Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся — выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

Смысл упражнения

Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

Обсуждение

Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

Мотивационный этап

Упражнение «Определите стили общения»

  • Знакомитесь вы с человеком. Он кажется вам приятным, милым и умным. Вы начинаете сотрудничать, дружить или встречаться. А потом этот человек начинает на глазах меняться, и вы поражаетесь, насколько разительны эти перемены. Отношения рушатся.
  • Ужин приготовлен, садитесь все за стол.
    А что у нас на ужин?
    Все как вы любите, и еще десерт – сюрприз.
    Не могу дождаться, чтобы попробовать его.
    Он должен вам понравиться!
    Не сомневаюсь! (игровой)
  • Волк надевает овечью шкуру, потому что знает, честным путем он свою добычу не получит. Нельзя просто так подойти к овечке и попросить ее стать вкусным обедом. Поэтому волк идет на уловки. Мы действуем по той же схеме. Если парню нужно от девушки только развлечение, он притворитсяобаятельным и привлекательным, умеющим ухаживать, заинтересованным, в конце концов. А когда он свое получает, больше нет нужды играть мачо, можно и скинуть маску. Также поступают партнеры по бизнесу, случайные прохожие и даже супруги, прожившие в браке десятки лет. (игры масок)
  • Для него жизнь – это постоянный турнир, состоящий из серии побед и поражений. В этой жизни он отводит себе роль бдительного бойца, внимательно изучающего сильные и слабые стороны своих партнеров по общению. (манипулятивный)

5)Человеку сегодня очень плохо (физически, психологически) и, чтобы не портить окружающим его людям настроение, он старается вести себя весело, при этом страдает от своего недомогания. (маски)
6)Мужчина внимательно смотрит на детективы: 
Вы знаете, появилась новинка из этой серии, – говорит продавец книг и протягивает книгу клиенту. 
О, спасибо. А о чем там? 
Продавец рассказывает содержание, мужчина говорит, что он любит. Начинается процесс подбора. Человек уходит с большой кипой книг. (манипулятивный)

Упражнение «Разрешение сложной ситуации»

В реальных ситуациях партнеры обычно не задумываются о том, на каком уровне протекает их общение, и, как правило, этот процесс протекает на нескольких уровнях. При этом один из партнеров может быть не заинтересован в том, чтобы проинформировать другого о своих истинных намерениях. Чтобы не попасть впросак, нужно вовремя суметь распознать уровень общения, найти адекватные способы поведения.

… Марина — секретарь. Ее обязанность — работа с документами директора. Начальник одного из отделов обращается к ней: «Мариночка, умница ты наша, выручай! Срочно статью в журнал надо отослать, напечатай несколько страничек…» Согласие Марины может привести к тому, что для плановой работы ей придется задержаться после рабочего дня, что такие заказы будут нормой, что в будущем ее отказ выполнять эти заказы может быть воспринят с недоумением и негодованием… и т. д.

Описание сложностей ориентации секретаря при подмене конвенциальных взаимоотношений манипулятивными обычно вызывает вопрос: «Что же делать в этой ситуации?»

Педагог-психолог, получив этот вопрос, предлагает отделить межличностные отношения от предмета обсуждения. Вместе с учащимися вырабатываются варианты ответа.

«…Я очень ценю ваше хорошее отношение ко мне, спасибо. Вы знаете, что у нас существуют правила. Я напечатаю вашу статью, если директор даст соответствующее распоряжение…»

«…Спасибо, я передам вашу просьбу директору. Если он согласится отсрочить подготовку документов, вашу статью начну печатать немедленно. Вы можете позвонить через полчаса и узнать о его решении…»

Следующий вопрос для обсуждения: «В чем „минусы» этого стиля и когда он может разрушать отношения между людьми?»

При обсуждении конвенциального стиля общения полезно отметить его ограниченность сферой официальных отношений и последствия некритичного использования конвенциальных отношений в дружеской компании, в семье.

Проблемная ситуация

Создаётся тупиковая ситуация на примитивном уровне, с которым учащиеся ещё не знакомы.

— Готы хай!         — Хай брателло.          — Как вчера оттопырились?          — По полной
— А как чувишки?       — Прикольные попались, одна харч по углам минут десять метала.
— Что тащилась от Металла?       — Да нет, она рэперша       — Да в рот ей компот. Верхний брейк то крутит?          — Неа, по низам болтается.           — Чао бамбини.

Практический этап

ПРИМИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ является самым низким уровнем общения. Человек, который функционирует в формате примитивного уровня, собеседника воспринимает как предмет. Если предмет нужный, то им необходимо овладеть, а если нет — оттолкнуть. Такой человек стремится властвовать над другим, нисколько не заботясь о его чувствах. Если собеседник сильный — предпринимается лесть. Если слабый — беспардонное и оскорбляющее поведение. Применяются ярлыки и обезличивающие термины: «женщина», «очкарик», «урод» и т.п. Описаны следующие реакции межличностного реагирования.

Мы считаем, что наше поколение внесло большой вклад в развитие русского языка. Мы напридумывали кучу новых слов (загибает пальцы, считая): комп, прикид, родаки, прикольнуться, перец, лох, отстой, туса, тусовка и т. п.

  • Парень — перец, крендель, пельмень, чел.
  • Отрицательные эмоции — отстой.
  • Положительные эмоции — колбасит, кул, зашибись.
  • Играть — рубиться.
  • Игра — игруха.
  • Деньги — лавэ, бабло.
  • Развлекаться — угорать, торчать, колбаситься.
  • Что-то необычное- фенька, феня.
  • Прозвище — кликуха.
  • Не работает — глючит, кирдыкнулся.
  • Хороший, известный, знаменитый, изысканный, блистательный, изумительный, успешный, находчивый — крутой.

Самые распространённые реакции примитивного поведения

Реакция зависти. Эту реакцию невозможно скрыть. Став свидетелем успеха другого, он «зеленеет», так как в глубине души уверен, что успеха достоин только он.

Реакция самодовольства. Преуспев в чем-то, или получив какое-то преимущество, сразу же начинает хвастаться перед другими. При этом особое удовольствие получается, когда у другого замечаются проявления зависти. 

Реакция злорадства. Неудача кого-то из знакомых или известных вызывает нескрываемую радость.

Реакция амбиции. Как только поступает информация об успехах другого человека, сразу пытается принизить значение этого. Здесь не просто приуменьшение успеха другого, а присваивается право судить и оценивать не только сам успех, но и другого.

Реакция агрессии. При малейшем противостоянии занимается агрессивная позиция с оскорблениями, угрозами применения грубой силы. Жестокость, с которой реализуется агрессия, не оправдана ситуацией, а объясняется лишь раздутой амбицией и нечувствительностью к страданиям других.

Реакция безразличия. Страдания других никогда не влияют на самочувствие и поведение. «Не мое дело», «Моя хата скраю» — таково жизненное кредо.

Примитивный уровень общения формирует особый тип — группового взаимодействия. В таких группах складывается иерархия, похожая на иерархию в сообществах животных: Главарь, Авторитет, Ведомые и Забитые.

Главарь пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и безнаказанной агрессивности. Сила или хитрость дают ему возможность убирать или стравливать между собой потенциальных соперников. Члены группы не только боятся, но и чтут его как «хозяина», «кормильца». Главарь боится сговора недовольных и потому имеет своих «наушников», а так же заботится, чтобы число недовольных не превышало число довольных.

Авторитет является вторым по рангу в примитивной группе. Он имеет право давать советы Главарю. Умственными способностями он превосходит Главаря, но сильно уступает ему в смелости и потому не является конкурентом. Авторитет искренне поддерживает Главаря.

Ведомые в разной степени приближены к Главарю. Каждый выполняет свою характерную роль. Среди Ведомых выделяются: Подхалим (Угодник), Марионетка, Шут, Недовольный. Угодник полезный Главарю не только услужливостью. Когда Главарь наказывает Угодника или награждает кого-то другого, — у группы возникает ощущение свершившейся справедливости. 

Марионетка является образцом лояльности к Главарю и групповым целям. Его образцовость служит укором другим. Шут на грани риска высказывается в отношении Главаря и его приближенных. Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою силу перед группой. В этом случае, если не происходят изгнания, то Недовольный после бунта переходит к Забитым. Поэтому, если Недовольного нет, то он создается путем ущемления кого-нибудь из ведомых.

Забитые представлены двумя категориями: самые слабые и трусливые или бывшие Недовольные. Участь Забитых незавидна. Они жертвы внутригрупповой агрессии. Пинать их не только право, но и обязанность каждого.

Правило отпора. Субъект обязан немедленно дать отпор, когда его хотят «унизить». В противном случае его будут унижать все члены группы. Правило отпора одновременно является и правилом отбора. Умеющий дать отпор лицам своего или смежного ранга, получает шанс под-Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать силу — он обязан это сделать. Например, приближенный обязан ущемлять амбицию других, демонстрируя свою безнаказанность. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, храбрости или уме.

Правило выдвижения. Реальное выдвижение вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря возможно только для тех, кто неуклонно следует «правилу силы».

Правило «козла отпущения». В случае нарастания напряжения в примитивной группе каждому позволяется агрессия в отношении кого-то из Забитых. Особенно эффективно выставлять в роли «козла отпущения» одного из разоблаченных Недовольных. Субъекты низшего ранга с удовольствием «отыгрываются» на нем за унижения, которые им ранее терпеть от субъектов высшего ранга.

         Правило соблазна. В примитивной группе культивируется подозрительность друг к другу, приписывание другому враждебных намерений. Поэтому, если член группы доверяется другому, то в глазах группы он его вводит в «соблазн». Таким образом, потерпевший становится столь же виноватым как и совершивший неблаговидный поступок.

Правило круговой поруки. Примитивная группа сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Поэтому Главарь вовлекает группу в противозаконные действия, что создает ситуацию круговой поруки, так как вина за соде-

Правило нормальности. Член примитивной группы не способен сформулировать «правила», по которым функционирует группа. Он обосновывает свое поведение любыми доводами или понятиями, которые имеет. Если он не ; может оправдать свое поведение — его считают глупым. 

В примитивной группе нет четких и равноправных отношений. Иерархия таких групп проста и подобна иерархиям животных кланов.

Рефлексия