Бабина Юлия Николаевна,педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 16»
Задачи: 1) ознакомление родителей с особенности адаптации детей с 2 до 3 лет в детском саду; 2) формирование позитивного отношения к изменениям, происходящим в жизни ребенка 3)совместный поиск ресурсов для преодоления возникающих трудностей.
Ход.
- Приветствие (интерактив – двумя ладошками с каждым)
- Разминка (Неоконченное предложение «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…)
- Информирование об особенностях адаптации в возрасте с 2 до 3 лет
— Готовы ли вы к тому, что ребенок ходит в детский сад? (обсуждение готовности родителей – чувства, действия, мысли)
— Готов ли ребенок к детскому саду? (чувства, действия, мысли)
Основные показатели завершения адаптации:
— у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние, то есть ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодейтсвует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
— у него отсутствуют заболевания;
— есть динамика массы тела и психомоторного развития.
Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.
Нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Негативный или тревожный эмоциональный настрой, даже если вы его хорошо скрываете, обязательно скажется на ребенке. Малыш будет плакать, переживать разлуку еще острее. Поэтому постарайтесь позитивно относиться к посещению детского сада и воспринимать все положительно.
Даже хорошо подготовленный ребенок может хоть раз да заплакать. Ему надо показать родителям, что без них плохо. Старайтесь спокойнее и сдержаннее воспринимать происходящее. Если ребенок часто плачет, стоит обратиться за помощью к педагогу-психологу детского сада.
Маленькие дети испытывают страхи перед незнакомыми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, он чаще болеет, так как стресс истощает силы организма.
- Дискуссия «Навыки успешных детей»
— В каком случае ребенок лучше всего адаптируется в детском саду? (Что должен уметь и знать? Как научить или подготовить?)
- Одеваться и раздеваться с незначительной помощью взрослого. Застегивать и расстегивать 1-2 пуговицы
- Складывать свою одежду перед сном
- Знать назначение многих предметов и их местонахождение
- Выполнять поручения из 2-3 действий (отнеси, поставь, принеси)
- Мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем
- Замечать беспорядок в одежде, пользоваться носовым платком
- Регулировать свои физиологические потребности (пользоваться горшком)
- Вытирать обувь при входе в помещение
- Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой
- Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим
- Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться
- Мозговой штурм «Правила лучших родителей» (разбиваются по группам и пишут правила)
- Целесообразно, примерно за месяц до того, как ребёнок начнёт посещать детский, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним;
- Подробно рассказать ребёнку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нём;
- Вести себя так, чтобы ребёнок почувствовал гордость родителе за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
- Не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день предстоящие перемены в жизни ребёнка;
- В первый день побыть с ребёнком некоторое время в детском саду, не уходить сразу. Лучше всего, чтобы ребёнок сам отпустил родителей. Расставаясь, не забыть заверить, что непременно вернутся за ним;
- Не следует резко изменять привычный уклад жизни, поскольку особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их сразу приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера
- Интерактив «Тезис от противного» (топать ногами, когда делать нельзя, хлопать в ладоши, когда можно)
- В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
- «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
- Мешать его контактам с детьми в группе.
- Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
- Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
- Все время кутать, одевать не по сезону.
- Конфликтовать с ним дома.
- Наказывать за капризы.
- В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
- Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
- Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
- Поиск ресурсов, чтоб ребенку было спокойно (или обсуждение темы плача)
— Почему ребенок плачет?
-Хорошо или плохо, что ребенок плачет утром при расставании?
-Что делать, чтоб сгладить период расставания? (с собой игрушка, любимая вещь или мамин предмет – платочек, лента, Стефан Сейфер – дать ключ, обозначение символов дня – я приду, когда ты поспишь, когда попьешь кефир и т.д., вечернее прогнозирование событий – описание дня в детском саду и расставания с мамой, ритуал прощания – воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, поглаживание по спинке со стишком, фольклорные заклички и т.д.)
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ромочка хороший,
Ромочка пригожий…»
- «Участие родителей в детсадовской жизни!!!» (50%)
- Консультация для родителей старшей группы «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» (50%)
- Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (50%)
- Сценарий «Ангарские защитники Отечества» для старшей группы (50%)
- Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?» (50%)
- Консультация «Театр – дома» (RANDOM - 50%)