Консультация «Театр – дома»

Судакова Ирина Ивановна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №240 «Ручеёк» г.Саратова

 

  Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит её и в какой способен её выразить. Развитой художественный вкус – важный показатель эстетической воспитанности человека.

     Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своём «детском театре»?

     Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.

     Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух-трёхлетних малышей вести ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребёнку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

       Обыграть можно любую детскую игрушку.

       Постепенно действия игрушек становятся более сложными, всё больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определённые действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика-теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребёнок один может проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.

    

  Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребёнок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширяет представление малыша об игровом образе.

       Игрушка во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или

шумовое оформление. Совершенствуются умения ребёнка в управлении персонажем, в речевой характеристике образа.

      К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашённые. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.

        Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведёт малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.

       Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идёт так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с её участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчёт, что они играют. И всё же «как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации (инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.

      Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравится.

     Вряд ли стоит говорить о том, что в театральных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.

     Но игра-драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают

принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.

      В сюжетно-ролевой игре и игре-драматизации дети играют для своего собственного удовольствия, хотя у них и могут быть наблюдатели, своего рода зрители. Спектакль – это сцена, зрительный зал. Участники спектакля ответственны за то, чтобы зрителям было интересно смотреть их спектакль. Это уже игра не только для себя, но и для других. Не всем детям удаётся принять участие в таком спектакле, хотя он является притягательным для всех без исключения. Но одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность или рассеянность. С такими детьми лучше работать малыми группами или специально предусматривать для них посильные роли. К подбору исполнителей нужно подходить осторожно, чтобы впоследствии не травмировать детей неудачами, не подрывать у них веру в свои возможности.

         В детском саду  несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребёнка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более, что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.

        Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесёт первые положительные результаты.

          В театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.