Прусакова Т.А., воспитатель, г. Тамбов.
Второй год жизни
Задачи образовательной деятельности
Развитие умений понимать речь взрослого.
- Учить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы.
- Побуждать отыскивать предметы, игрушки, задавая вопросы «Где?», «Куда?»
- Учить наблюдать за разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых словом.
- Учить понимать, что одно и то же действие можно совершать с разными игрушками, с одной и той же игрушкой — разные действия.
Развитие активной речи
- Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов).
- Учить отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?»
- Побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми).
- Стимулировать подражание речи взрослого человека.
- Активизировать речевые реакции путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации.
Содержание образовательной деятельности
Выполнение несложных поручений по слову воспитателя, умение отвечать на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними. Самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывание, как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя предметную деятельность, а также речевая активность ребенка в процессе отобразительной игры. Наблюдения детей за живыми объектами и движущимся транспортом. Эти объекты привлекают внимание малышей и вызывают яркие эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь. Взрослый в любом контакте с ребенком поддерживает речевую активность малыша, а именно дает развернутое речевое описание происходящего, того, что малыш пока может выразить лишь в однословном высказывании. Игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок («Чудесный мешочек», «Кто в домике живет?», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто приехал на машине?»). В них объекты и действия обозначаются словом, одноименные действия выполняются разными игрушками, одна и та же игрушка действует многообразными способами.
Третий год жизни.
1-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
- Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
- Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Содержание образовательной деятельности
Связная речь
Понимание обращенной речи сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение с использованием доступных речевых средств, ответы на вопросы воспитателя с использованием фразовой речи или формы простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимание ее содержания. Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов. В словарь входят: — названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; — названия некоторых трудовых действий и собственных действий; — имена близких людей, имена детей группы; — обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников. Грамматическая правильность речи
Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных предложений.
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого.
- Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Содержание образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова. Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут.., давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.)). Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.
Пятый год жизни. Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
- Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
- Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
- Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
- Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
- Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
- Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Содержание образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить). Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников. Использование средств интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп речи). Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов. Освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо; большое спасибо), обиды, жалобы. Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Использование в речи полных, распространенных простых с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временн[ac]ых, пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера (почему? Зачем? Для чего?); составление описательных из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительной речи. Развитие речевого творчества Сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.
Шестой год жизни. Старшая группа
Задачи образовательной деятельности
- Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
- Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
- Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
- Воспитывать интерес к письменным формам речи.
- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
- Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
- Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Содержание образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикета взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе); освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы; участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик).
Освоение способов обобщения — объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты). Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы); проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание образности и выразительности языка литературных произведений; проявление интереса к текстам познавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий).
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Задачи образовательной деятельности
- Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
- Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
- Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
- Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
- Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
- Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
- Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
- Обогащать представления об особенностях литературы: о родах, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
Содержание образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении). Использование вариативных этикетных формул эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой!», «До новых и радостных встреч!», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»). Использование правил этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах, здороваться и прощаться через порог или другое препятствие. Умение представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым — девочку или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их; использовать формулы речевого этикета в процессе спора.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Понимание и запоминание авторских средств выразительности, использование их при пересказе, в собственной речи, умение замечать в рассказах сверстников. Умение в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности. Составление повествовательных рассказов по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения). Различение литературных жанров: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение. Соблюдение в повествовании основных характерных особенностей жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения. Самостоятельное использование в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительной речи, речи-доказательства, речевого планирования. Умение образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина). Самостоятельное использование в речи разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Тема: «Сказочная математика: любимые сказки» (RANDOM - 50%)