нтегрированный урок  по теме: «Уральцы и Великая Победа»

ИКостина Елена Георгиевна, учитель истории, МКОУ «Травянская средняя общеобразовательная школа» Свердловской области Каменского района

 

Тип урока: интегрированный урок истории и информатики с элементом исторического краеведения.

Время: 2 часа.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая видеопроектор с демонстрационным экраном.

Цель: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в Великой Отечественной войне на примере героизма уральцев;

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление об основных танковых  сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении УДТК (Уральского Добровольческого Танкового Корпуса);
  • закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами.

Воспитательные:

  • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе уральцев в военные годы;
  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

Развивающие:

  • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
  • развивать логическое мышление, расширять кругозор;
  • совершенствование навыков  работы в группах, анализа и систематизации исторических фактов.

Подготовительный этап

  1. Экскурсия в школьный музей, знакомство с экспозицией «Формирование УДТК». Знакомство с мультимедийным фильмами об этапах формирования УДТК (Уральского Добровольческого Танкового Корпуса).
  2. Экскурсия в краеведческий музей г.Каменска-Уральского, Катайска.
  3. Распределение учащихся на творческие группы, определение направлений деятельности:
  • Эволюция танковой техники в период Великой Отечественной войны.
  • Вклад УДТК (Уральского Добровольческого Танкового Корпуса) в Великую Победу.
  • Крупнейшие танковые сражения ВОВ (на примере Прохоровского, танковой битвы в районе Луцка – Броды – Дубна, орловской битвы у с.Борилово).
  • Танкисты – герои жители Урала Великой Отечественной войны.
  • Женщины – танкисты Великой Отечественной войны.
  1. Самостоятельная работа по подбору информации в рамках работы в выбранной группе.
  2. Консультация при подготовке к уроку.

Ход 1 урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Формулировка задач для каждой заранее сформированной творческой группы.
  3. Работа в группах:
  • Группа А — используя домашние заготовки отбирает главное и готовит презентацию об эволюции танковой техники;
  • Группа Б – выбирает из видеофильма значимые моменты и готовится к рассказу с демонстрацией фрагментов;
  • Группа В – отбирает и систематизирует исторические источники из интернета (выбранных танковых сражений), составляет перечень интернет- сайтов и кратко освещает суть танковых сражений устно. Об итогах раскопок в апреле-мае 2015г. в Орловской области в районе с. Борилово члены поискового отряда «Сокол» Травня кой школы – рассказывают на примере демонстрации выставки найденных предметов;
  • Группа Г – составляет таблицу героев-танкистов – жителей Свердловской области последующей распечаткой;
  • Группа Д — участники экскурсии в Катайский музей (отряда «Сокол») создает информационный буклет о женщинах-танкистах. При представлении буклета демонстрируются фотографии из краеведческого музея г.Катайска о Марии Лагуновой.

Ход 2 урока:

  1. Готовые результаты деятельности групп демонстрируются аудитории.
  2. Внутри групп формулируется вывод о вкладе уральцев в Великую Победу. Озвучиваются выводы.
  3. Подводятся итоги по каждому участнику внутри групп взаимооценка, самооценка по шаблону используя пунктам: узнал, понял, научился, хочу расширить знания и т.д.
  4. Формируется методическая папка для использования другими классными коллективами при изучении страниц Великой Отечественной войны.