Воспитатель МАДОУ ДС ОВ «Радуга»,Е.В. Сазонова,
ЯНАО, г.Новый Уренгой, 2015г.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.
Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные условия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Ребенок в игре начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали способность установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Занятия в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Классификация игр:
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификации, имеющих место быть в дошкольной педагогике.
— дидактические;
— подвижные;
— сюжетно-дидактические;
— коммуникативные;
— досуговые – ( игры-забавы, игры-развлечения, театрально-постановочные, интеллектуальные, строительно-конструктивные, режиссерские, игры-драматизации, игры-эксперементальные, празднично-карновальные и т.д.)
Педагог должен подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничить его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицания и запрещения.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараясь при воздействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
Условия успешного руководства игрой:
— умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Это непросто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослым своими намерениями.
— воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искреннем интересом, безобидного снисхождения, которому дети весьма чувствительны.
— необходимо учитывать возрастные особенности детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Типичные ошибки педагогов в руководстве игрой:
Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции- это залог полноценного физического и нервно- психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Список используемой литературы:
- Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования: Учеб.-метод. пособие — М.: Диалог культур, 2007.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности школьников М: ВЛАДОС, 2004 г.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективно творческих дел М. : Владос-Пресс, 2001.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса (Электронный ресурс).
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- НОД «Символ мира» конструирование из бумаги в подготовительной группе (RANDOM - 50%)