Создание условий игровой деятельности дошкольников на занятиях в дошкольных учреждениях

 

Воспитатель МАДОУ ДС ОВ «Радуга»,Е.В. Сазонова, 

ЯНАО, г.Новый Уренгой, 2015г.

     Основной вид  деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.

Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные условия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети  сами выбирают игру, сами организуют ее.  Ребенок в игре начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих  товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали способность установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Занятия в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел,  о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений,  их значение становится для него более понятным.

   Классификация  игр:

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификации, имеющих место быть в дошкольной педагогике.

— дидактические;

— подвижные;

— сюжетно-дидактические;

— коммуникативные;

— досуговые – ( игры-забавы, игры-развлечения, театрально-постановочные, интеллектуальные, строительно-конструктивные, режиссерские, игры-драматизации, игры-эксперементальные, празднично-карновальные и т.д.)

Педагог  должен подчиняясь  стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничить его свободу. Притом поощрение и поддержка  используются чаще, чем порицания и запрещения.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараясь при воздействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

Условия  успешного руководства игрой:

— умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Это непросто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослым  своими намерениями.

— воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искреннем интересом, безобидного снисхождения, которому дети весьма чувствительны.

— необходимо учитывать возрастные особенности детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

 

Типичные ошибки педагогов в руководстве игрой:

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции- это залог полноценного физического и нервно- психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

 

Список используемой литературы:

  1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования: Учеб.-метод. пособие — М.: Диалог культур, 2007.
  2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности школьников М: ВЛАДОС, 2004 г.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно творческих дел М. : Владос-Пресс, 2001.
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004.
  5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса (Электронный ресурс).