Классный час  по теме: «Лучик солнца – доброта»

Ольга Сергеевна Гусева, учитель начальных классов, МКОУ «Коррекционная школа №8» , г. Арзамаса, Нижегородской области.

 

Аннотация: В ходе мероприятия учащиеся задумаются о доброте и зле. Над тем, что присутствует в их жизни, что руководит их поступками. Также смогут сформулировать определение понятия «доброта». В результате работы в конце занятия учащиеся поймут, что все зависит только от них, какие совершать поступки, какие принимать решения, и вообще, каким быть.

Целью  — формирование представлений учащихся об общечеловеческих качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

Задачи:

  • воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим;
  • расширить знания школьников о вежливых словах и их применение в жизненных ситуациях;
  • развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи;
  • дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;
  • воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

Оборудование:  Доска,  компьютер, ватман  с рисунком «Планета добра», фигурки для аппликации, буклет «Правила дружбы»,карточки со словами. Выставка рисунков о дружбе. Музыкальное сопровождение

Ход классного часа

Учитель:

— Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Тема нашего классного часа «Лучик солнца — доброта». Постарайтесь сегодня постичь истину — «добру откроется сердце».

Послушайте отрывок из стихотворения В.Суслова.

Читает ученик.

Где красота — там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!

Учитель:

Символом нашего классного час будет солнце. Каждый лучик олицетворяет качество, которое должно быть у человека.

Учитель:

— А какие качества вы знаете? (Доброта, любовь, счастье, веселье, вежливость, смелость, ум, сообразительность).

Каждый из вас обладает частичкой этого солнышка, следовательно, вы должны обладать этими качествами. Самое первое качество, которое вы назвали — доброта.

Сегодня мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.

Учитель:

— Какой человек может быть добрым? ( Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)

Учитель:

— Ребята! Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра. Если заглянуть в книгу мудрости, чтобы постигнуть значение слова «ДОБРО», то там мы сможем прочесть, что:

«Доброта — добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты» (В.И.Даль)

Работа со словами

Учитель:

-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?( Добра)

Учитель:

-Давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо — хорошо

Зло – добро

Война — мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь — правда

Предательство — преданность

Учитель:

Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки — в море добра.

— Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

 Учитель:

1 задание: «Восстановите пословицу».

На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу, а затем рассказать ваше общее мнение.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • В ком добра нет, в том и правды мало.
  • Не ищи красоты, ищи доброты.

От какого слова произошли все эти слова? (Доброта)

Учитель:

-Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.)

Учитель:

— Первый шаг к доброте — это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами :

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит:(добрый день)
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь:(здравствуйте)
  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы:(спасибо)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим :(простите, пожалуйста)
  • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:(до свидания).

Физкультминутка.

— А сейчас давайте поднимемся и скажем друг другу добрые, теплые слова, комплименты.

(Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты.)

Учитель:

— Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом — спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.

Иван – царевич, Дюймовочка,  Карабас – Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

Учитель:

-Сейчас я хочу прочитать вам маленькое стихотворение:

«Доброта»

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
добрый вечер, ночь добра,
было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.

Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.

— Какие люди бывают? (добрые, злые)

— Как вы думаете, что такое ЗЛО? (Зло- это зависть, жадность, грубость, лень, ложь.)

— Как можно победить зло? (Добрыми делами.)

Учитель:

— Сейчас мы будем собирать добро «по капелькам». Это ваши добрые дела, которые вы уже успели совершить.

Учащиеся рассказывают о своих добрых делах, и силуэты птиц, кошек, собак.

Учитель:

-Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!

Давайте вместе зачитаем законы дружбы:

  • Не обзывай и не унижай своего друга.
  • Помогай другу в беде
  • Умей с другом разделить радость
  • Не смейся над недостатками друга
  • Выбирай друзей по душевным качествам
  • Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
  • Умей признать свои ошибки и помирись с другом
  • Не предавай своего друга

Поступать по законам доброты — это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

Учитель:

— Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-то ситуациях?   подумайте и скажите, в чем дети были не правы?

Ситуация. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик — все время зовет меня Валькой!» «А ты как его зовешь?» — спросила мама. — «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты!»)

«Жизнь дана на добрые дела»

Учитель:

-Наш классный час подошел к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты? (В сердце человека.)

Посмотрите, какое сердце выросло у нас.

Пусть ваше сердце будет милосердным, а гостям подарим сердечки, приготовленные на уроках труда.

И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

— В конце классного часа я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо и приятно с вами работать.