Конспект нравственной беседы  на тему: «Надо быть щедрым»

Тычкова Ирина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко» город Данилов, Ярославской области

Цель:

Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и других.

Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо на примере героев сказки «Два жадных медвежонка»

Развивать речь детей, фантазию в выражении своих чувств и эмоций в рисунке.

Словарный запас:

жадина, жадюга, поделиться, щедрый, щедрость., поступок, скупой, скупость.

Ход:

Упражнение на внимание и сбора на беседу:

Дети садятся в кружок на паласе лицом друг к другу

Ребята, давайте попросим природу дать того, что нам сегодня нужно…

-Солнышко, дай нам энергию,

-Вода, дай спокойствие,

-Воздух дай нам свежести,

-Земля дай мудрости.

Теперь мы сильные, спокойные, умные.

-Ребята, совсем недавно мы с вами читали сказку «Два жадных медвежонка» давайте вспомним,  о чём она.

-Про кого эта сказка? ( про 2-х жадных медвежат).

— Почему их мы называем жадными? ( они жадничали, сыр не могли разделить между собой поровну).

-Как они делили сыр расскажите? (каждый хотел,  чтобы ему досталось побольше).

 

— А к концу сказки что получилось?( Они остались голодными, лису попросили поделить, лиса им не честно поделила, сама откусывала все больше и больше, и медвежатам оставила 2-я маленьких кусочка и они остались голодными.)

-Хорошо ли быть жадным? (плохо для самого же себя).

— А вот послушайте стихотворение – про жадность.

Играют в песочнице детки

Танюша и Галя, соседки.

Галя у Тани игрушки берёт,

Сама же, простите, ей не даёт.

Боится, что Таня сломает

Или в песке потеряет.

Танюше обидно, ведь ей же не жалко

Дать Гале и куклу, и шарик – пищалку,

И формы, и сито, и даже ведро,

Ведь вместе играть веселей всё равно.

Коль щедрости Галя не ценит теперь,

То может стать жадиной, Галя – поверь.

-Ребят, кто играет в песочнице? (Танюша и Галя-соседки).

-Почему Галя не даёт игрушки Танюше?(боится, что она их потеряет или сломает…)

-Почему обидно Танюше? ( Галя у Тани игрушки берёт, свои не даёт).

-Что даёт Таня Гале?( куклу…и т. д.)

-Играть веселей по1-му, или вместе? (вместе)

-Коль Галя игрушки не даёт, кем она может стать? ( жадиной….)

-Вы бы стали с такой жадиной играть? (нет…)

-Как бы чувствовала себя Галя если с ней никто не стал бы играть? ( плохо, одиноко, скучно, не весело…)

-Вы бы заплакали на её месте?

-Чтобы такого не случилось, как правильно надо себя вести?( делиться игрушками, не жадничать, быть щедрым…)

– А теперь, посмотрите на эту картинку, и скажите что вы видите? (Д:- Двух мальчиков).

-Кто из-них нравится больше-Вова, или Петя?

-Чем нравится Вова? А Петя, почему не понравился?

— Какими словами можно назвать Петю? ( Д: – скупой, жадный, злой не добрый…)

-Что можно сказать про Вову, какой он? (Д: – щедрый, добрый, отзывчивый…)

— Как бы вы поступили, на месте Пети? (поделились мороженым…)

— Ребята, а что бы было, если бы все люди на земле были бы жадными и скупыми? ( никто никому ничего не давал бы, жили не дружно, ссорились бы, было бы жить плохо, не весело…)

-Чтобы такого не случилось, что надо делать? (делиться.)

-А вы делитесь? (да)

-Мы сейчас это проверим с помощью «ленточки щедрости».

Возьмитесь за ленточку, и скажите честно – чем вы делились с другими – (Д: я делилась конфетами с детьми в д/с; я делился игрой, которую принёс в д.с; я, делился игрушками и т. д.)

Значит, вы какие? (щедрые, не жадные, добрые, внимательные…)

-Ребята, выходите в круг поиграем.

Под бубен вы будите двигаться, как хотите, когда бубен замолчит, я буду говорить какие-то действия, а вы молча, мимикой лица, рук- показывайте своё настроение грустное или весёлое. Дети двигаются, бубен замолкает дети останавливаются … В: (друг с вами не поделился конфетой); Звучит бубен, замолкает -(дети помирились); – (У вас забрали игрушку); (помирились с подружкой); (подрались из-за игрушки); ( вам купили новые куклы и машины)

Ребята, а в каких ещё сказках рассказывается о жадности по отношению к соседу? – «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»

-Правильно, дети, и везде за жадность, так или иначе, герои потом страдают и зло, и корысть  оборачивается против них самих.

-А сейчас ребята, я предлагаю вам нарисовать вам двух  медвежат, но не жадных, а щедрых и добрых, которые будут правильно делить сыр.

Давайте немножко поиграем пальчиками, разомнём их.

Пальчиковая игра « Стала Маша гостей созывать…»

-Стала Маша гостей созывать:

-И Иван приди, и Степан приди, и Матвей приди,

-И Сергей приди.

-А Никитушка ну пожалуйста.

-Стала Маша гостей угощать:

-И Ивану блин

-И Степану блин

-И Матвею блин

-И Сергею блин

-А Никитушке -мятный пряничек.( Пальцы размяли, можно рисовать.)

Самостоятельная работа детей.

У нас получились чудесные  медвежата, потому что они не жадные, а щедрые и  добрые.

Итог занятия- О чём мы сегодня с вами говорили? (О щедрости, и жадности. Щедрым быть –хорошо, а жадным плохо!) Молодцы ребята, будьте всегда щедрыми!