Шестакова Людмила Яковлевна, воспитатель, МБДОУ «ДСКВ №102», г. Братск
Цель: обогащение родительских представлений о приемах нетрадиционного рисования и сенсорном развитии детей раннего возраста.
Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов;
Показать на практике приемы нетрадиционного развития, используемые в раннем возрасте;
Активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Ход:
Родители стоят в кругу с воспитателями.
Воспитатель 1: мы сегодня вас пригласили в гости для того, чтобы рассказать и показать, как живут наши ребятишки в группе, чем мы занимаемся, чему они научились за время пребывания в детском саду. Но встреча у нас будет необычная. Мы предлагаем вам самим превратится в детей и вспомнить те ощущения, которые вы испытывали в детстве; ощущения удовольствия от удачно сделанной работы; ощущение удивления от нового открытого мира, ощущение радости от встречи с друзьями по группе. Все это испытывают ваши малыши каждый день, а вы вспомните это сейчас.
Воспитатель 2: Я сейчас взмахну волшебной палочкой и верну вас ненадолго в детство. И так, 1, 2, 3, повернись и в ребяток превратись.
Встаньте все в кружок, давайте обнимемся и подарим друг другу улыбку и доброе настроение.
Все дети любят мультфильмы и мы сейчас посмотрим небольшой мультик, только он будет про волшебную страну сенсорику.
Воспитатель приглашает родителей к мультимедиа на стульчики.
Презентация «сенсомоторное развитие, ранний возраст».
Вы знаете, что такое «сенсорное развитие»?
Сенсорное развитие или восприятие, это умение видеть в окружающем пространстве предметы разной величины, цвета, формы, умение сравнивать, сопоставлять их между собой.
Сенсомоторика составляет фундамент умственного развития ребенка. Она очень важна для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
На втором – третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Мы проводим дидактические игры, с помощью которых детям легче запомнить цвета, размеры, научиться сравнивать. Инструкция должна быть краткой и не отвлекать детей от игры.
Мы не требуем обязательного запоминания и названия эталонов, главное, что бы ребенок с удовольствием выполнял задания, учитывая эти свойства предметов. Потому что именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Что нужно запомнить и усвоить ребенку 2-3 лет по программе сенсорного развития:
- Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу.
- Ориентироваться в трех и более контрастных величинах
- Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
- Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверствия на доске)
- Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
- Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма).
- Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур ( круг, овал, квадрат, прямоугольник)
- Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
- Выделить формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой.
- В рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Для того, чтобы достичь желаемых результатов мы играем с ребятами в такие игры: «Найди пару», «Собери картинку», «Осьминожки и рыбки».
Родителям предлагается закрыть круги на планшете пробками определенного цвета и в определенной последовательности.
Как вы думаете, что у вас получилось? (гусеничка, бусы, гирлянда, и т.д).
Вот молодцы, справились, у вас все получилось!
Воспитатель 2: А теперь мы отправляемся в волшебную страну нетрадиционного рисования.
Родителей приглашают на стульчики для просмотра презентации «Нетрадиционные формы рисования, ранний возраст».
Рисуя с детьми, можно закрепить и цвета и формы. Мы практикуем нетрадиционные формы рисования.
1слайд.
Одна из главных задач такого рисования – способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
2слайд.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
3 слайд.
Рисование пальчиками и ладошками.
Рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
4 слайд.
Рисуя, малыш учиться строить «причинно-следственная» связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные «зогогулины», а если поставить кляксу и «развозюкать» ее ручкой, то получиться очень забавное пятно.
Они учатся сомовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
5 слайд.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые картинки, играя цветом или создавать сюжетные рисунки. По разному поворачивая рички, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно нарисовать любые задумки.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу – ежика и опушку из травы.
6 слайд.
В некоторых наборах пальчиковых красок штампы продаются в комплекте, можно сделать их самому, например, из обычных губок или очищенного картофеля, вырезав любые фигуры. Можно использовать листья и цветы живых или искусственных растений, пуговицы и т.д. Покажите ребенку, как нужно обмакнуть в краску штамп и как оставить отпечаток на бумаге.
7 слайд.
Рисовать на мокрой бумаге.
Плотную бумагу можно смочить в миске, под краном или широкой кисточкой. Малышу наверняка придется по вкусу такое рисование, ведь так интересно наблюдать, как от одного прикосновения его пальчика с краской на листе расплывается такое красивое пятно.
8 слайд.
Рисовать можно на бумаге, прикрепленной к мольберту или к окну. В этом случае будут стекать вниз.
Рисовать пальчиковыми красками можно и на кафеле в ванной. Это очень удобно для тех родителей, которые боятся, что малыш испачкает мебель. Ванную комнату и отмыть легче, и перемазанное чадо тут же сразу можно ополоснуть.
9 слайд.
Не забудьте только сфотографировать произведение, чтобы было, что показать остальным членам семьи, похвала, как для детей, так взрослых является мощным стимулом продолжения начатой деятельности.
10 слайд.
Ну а теперь мы с вами попробуем рисовать пальчиками и штампами, сделанными из картошки.
Родителям предлагается нарисовать цветочек с заготовленной цветной серединкой. Лепесточки рисуются тычком ватной палочкой, стебель – пальцем проводится прямая линия, листочки – штамп сделанный из картошки.
Какие красивые и необычные цветы у вас получились. Вот так можно рисовать с детьми, немного приложив фантазии и творчества.
Воспитатель 1: Вот волшебная палочка возвращает всех в страну сенсорику. Вы видите, что нетрадиционное рисование перекликается сенсорным развитием. В нетрадиционном рисовании закрепляется цвет, понятие один- много.
Мы предлагаем сделать игру из нарисованной вами сейчас картинки.
Нужно вырезать кружочки, которые вы нарисовали.
Родители вырезают кружочки из нарисованной картинки.
Теперь подойдите к столам и найдите серединки к лепесточкам, подбирая их по цвету. Вот так можно сделать игру по сенсорике из любой нарисованной нетрадиционным способом работы. Нарисованные и сделанные игры вы можете забрать собой, поиграть с детьми дома.
Наше путешествие в сказочную страну детства заканчивается.
- Сценарий осеннего праздника для детей младшего возраста «ДОБРЫЕ ДЕЛА МУХОМОРКИ» (50%)
- Интеллектуальный марафон «Умники и умницы», посвященный году Российского Кино (50%)
- Сценарий развлечения в младшей группе «Сказка о семье» (50%)
- «Путешествие в Лукоморье» (50%)
- Сценарий праздничного мероприятия «Букет для наших мам» (50%)
- Сценарий тематического вечера к 23 февраля (старшая группа) «День Защитников Отечества» (RANDOM - 50%)