Методическое пособие «ПЭВМ в детском техническом творчестве».

Жильцова Ирина Ивановна, методист, педагог дополнительного образования. МОУ «Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда».

В настоящем пособии изложена система организации информационной деятельности как средство обновления образовательной деятельности для удовлетворения запросов детей и педагогов на современном этапе.

Пособие может быть использовано в учреждениях дополнительного образования детей, а также в организации внеклассной работы в образовательных учреждениях для детей среднего и старшего школьного возраста.

I Актуальность проблемы

Особенности современного переходного периода создают новую ситуацию в организации технической деятельности школьников. Идет лавинообразное заполнение рынка товарами бытовой техники, широкое внедрение ПК и доступность новых информационных технологий.

Потому острее ощущается необходимость разрабатывать область технического творчества детей, которая, опираясь на знание основ наук, углубляла бы и развивала их, использовала бы увлеченность молодежи информатикой и компьютерной техникой и, в то же время, оставляла бы возможность свободного творчества, стимулировала бы формирование коммуникативных качеств и активной жизненной позиции личности, поддерживала бы естественное стремление ребенка создавать что-либо своими руками.

Нередко возникают ситуа­ции, когда педагоги осознают, что ученики, по сути дела, ока­зываются намного компетент­нее их в вопросах освоения компьютерной техники. Видимо, целесообразно ис­пользовать интерес детей к компьютерным играм, компьюте­ру вообще, как объединяющее начало при организации деятельности кружков в дополнительном образовании.

Информационные технологии, используемые в дополнительном образовании, открывают доступ к образовательным возможностям в России и за ее пределами через коммуникационные сети (Интернет). Здесь ограничение возможностей детей связано только с рамками его работоспособности.

Однако использование информационных технологий в дополнительном образовании пока еще не имеет широкой практики. Это связано с отсутствием компьютеров в подавляющем большинстве учреждений дополнительного образования детей, а также с отсутствием у руководителей кружков соответствующей подготовки.

Использование же компьютерной техники позволяет решить ряд проблем, это: наполняемость групп; привлечение к занятиям в кружке подростков среднего и старшего звена; привлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; удовлетворение изменившихся запросов детей, родителей и педагогов; освоение навыков учебно-исследовательской работы;  повышение информационной компетентности обучающихся.

Спектр использования вычислительной техники в дополнительном образовании неограничен. В настоящее время существует масса программного обеспечения, позволяющего организовать образовательный процесс во всех направления, это и моделизм с возможностями самостоятельного построения чертежей, и радиотехника со схемотехническими возможностями моделирования работы различных схем, ИЗО, дизайн – с массой графических редакторов, разработка выкроек моделей одежды и игрушек, выпуск детьми самостоятельно печатной продукции и т.д.

2 Образовательный процесс в авиамодельном кружке с использованием информационных технологий

Исходя из периодической литературы, информации в Интернет в настоящее время имеются отдельные попытки использования ПК в авиамоделизме. В процессе внедрения информационных технологий в авиамодельном кружке можно организовать целостную систему работы обучающихся — от выбора чертежа в Интернете, компьютерной его разработки с помощью AutoCAD до постройки самолета с использованием EWB для разработки электрических схем радиоуправления без промежуточной пайки радиодеталей и отработки навыков управления в полете готового самолета с помощью симулятора.

При этом вся работа проводится в форме разработки и реализации творческого проекта.

Использование данной системы в авиамодельном кружке дает возможность решения следующих задач:

  • сокращение сроков разработки и качества чертежей моделей самолетов;
  • повышение летных качеств и внешнего вида авиамоделей;
  • снижает риск падения самолетов при тренировочных запусках;
  • моделирование электрических схем без сборки промежуточных вариантов;
  • ориентация в выборе специализации на итоговом уровне обучения (механик, пилот, конструктор);
  • расширение возможностей доступа к информации и общения через Интернет как обучающихся, так и педагога.

Для реализации данной системы необходимо наличие:

  • компьютерной техники и доступа к сети Интернет,
  • педагога, имеющего соответствующую подготовку,
  • образовательной программы, ориентированной на использование информационных технологий,
  • компьютерных программ, указанных в данном пособии.

3 использование информационных технологий в кружках начального технического моделирования и конструирования из бумаги

Поскольку в кружках начального технического моделирования и конструирования из бумаги ребята начинают свой путь в техническое творчество, использование информационных технологий позволяет разнообразить облегчить образовательный процесс реализации соответствующих программ в кружка. Для этого в сети Интернет производится поиск информации по бумажным моделям. Разнообразие чертежей позволяет увлекать ребят на начальном этапе.

 

Затем чертежи дорабатываются и часть используется в качестве конструкторов, а часть – для изготовления шаблонов. Это позволяет заинтересовать ребят, в дальнейшем подбираются более сложные модели. Обучающиеся уже дорабатывают их сами, частично — с использованием компьютера, а отдельные на их основе разрабатывают свои модели.

Такая база данных размещается на CD –дисках по разделам: авиационная техника, автомобильная техника, судомодели, строения, флора и фауна – для привлечения девочек в техническое творчество — и используется на занятиях кружков.

Заключение

Помимо специальных занятий по тематике кружков обучающиеся имеют возможность заниматься разработкой тематических сайтов, личных страничек, презентаций. Так, технический отдел имеет сайт WWW.detkitech.narod.ru и страничку в  Facebook. Таким образом, наличие компьютерной техники в учреждении дополнительного образования позволяет решать образовательные задачи на современном уровне и помогать детям и подросткам адаптироваться в самостоятельной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И. Двигатели для спортивных авиамоделей. — М: ДОСААФ СССР,1988.
  2. Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. — М.: ДОСААФ СССР, 1982.
  3. Пантюхин С. Воздушные змеи. — М: ДОСААФ СССР, 1984.
  4. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель.- М.: ДОСААФ СССР, 1973.