Жильцова Ирина Ивановна, методист, педагог дополнительного образования. МОУ «Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда».
В настоящем пособии изложена система организации информационной деятельности как средство обновления образовательной деятельности для удовлетворения запросов детей и педагогов на современном этапе.
Пособие может быть использовано в учреждениях дополнительного образования детей, а также в организации внеклассной работы в образовательных учреждениях для детей среднего и старшего школьного возраста.
I Актуальность проблемы
Особенности современного переходного периода создают новую ситуацию в организации технической деятельности школьников. Идет лавинообразное заполнение рынка товарами бытовой техники, широкое внедрение ПК и доступность новых информационных технологий.
Потому острее ощущается необходимость разрабатывать область технического творчества детей, которая, опираясь на знание основ наук, углубляла бы и развивала их, использовала бы увлеченность молодежи информатикой и компьютерной техникой и, в то же время, оставляла бы возможность свободного творчества, стимулировала бы формирование коммуникативных качеств и активной жизненной позиции личности, поддерживала бы естественное стремление ребенка создавать что-либо своими руками.
Нередко возникают ситуации, когда педагоги осознают, что ученики, по сути дела, оказываются намного компетентнее их в вопросах освоения компьютерной техники. Видимо, целесообразно использовать интерес детей к компьютерным играм, компьютеру вообще, как объединяющее начало при организации деятельности кружков в дополнительном образовании.
Информационные технологии, используемые в дополнительном образовании, открывают доступ к образовательным возможностям в России и за ее пределами через коммуникационные сети (Интернет). Здесь ограничение возможностей детей связано только с рамками его работоспособности.
Однако использование информационных технологий в дополнительном образовании пока еще не имеет широкой практики. Это связано с отсутствием компьютеров в подавляющем большинстве учреждений дополнительного образования детей, а также с отсутствием у руководителей кружков соответствующей подготовки.
Использование же компьютерной техники позволяет решить ряд проблем, это: наполняемость групп; привлечение к занятиям в кружке подростков среднего и старшего звена; привлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; удовлетворение изменившихся запросов детей, родителей и педагогов; освоение навыков учебно-исследовательской работы; повышение информационной компетентности обучающихся.
Спектр использования вычислительной техники в дополнительном образовании неограничен. В настоящее время существует масса программного обеспечения, позволяющего организовать образовательный процесс во всех направления, это и моделизм с возможностями самостоятельного построения чертежей, и радиотехника со схемотехническими возможностями моделирования работы различных схем, ИЗО, дизайн – с массой графических редакторов, разработка выкроек моделей одежды и игрушек, выпуск детьми самостоятельно печатной продукции и т.д.
2 Образовательный процесс в авиамодельном кружке с использованием информационных технологий
Исходя из периодической литературы, информации в Интернет в настоящее время имеются отдельные попытки использования ПК в авиамоделизме. В процессе внедрения информационных технологий в авиамодельном кружке можно организовать целостную систему работы обучающихся — от выбора чертежа в Интернете, компьютерной его разработки с помощью AutoCAD до постройки самолета с использованием EWB для разработки электрических схем радиоуправления без промежуточной пайки радиодеталей и отработки навыков управления в полете готового самолета с помощью симулятора.
При этом вся работа проводится в форме разработки и реализации творческого проекта.
Использование данной системы в авиамодельном кружке дает возможность решения следующих задач:
- сокращение сроков разработки и качества чертежей моделей самолетов;
- повышение летных качеств и внешнего вида авиамоделей;
- снижает риск падения самолетов при тренировочных запусках;
- моделирование электрических схем без сборки промежуточных вариантов;
- ориентация в выборе специализации на итоговом уровне обучения (механик, пилот, конструктор);
- расширение возможностей доступа к информации и общения через Интернет как обучающихся, так и педагога.
Для реализации данной системы необходимо наличие:
- компьютерной техники и доступа к сети Интернет,
- педагога, имеющего соответствующую подготовку,
- образовательной программы, ориентированной на использование информационных технологий,
- компьютерных программ, указанных в данном пособии.
3 использование информационных технологий в кружках начального технического моделирования и конструирования из бумаги
Поскольку в кружках начального технического моделирования и конструирования из бумаги ребята начинают свой путь в техническое творчество, использование информационных технологий позволяет разнообразить облегчить образовательный процесс реализации соответствующих программ в кружка. Для этого в сети Интернет производится поиск информации по бумажным моделям. Разнообразие чертежей позволяет увлекать ребят на начальном этапе.
Затем чертежи дорабатываются и часть используется в качестве конструкторов, а часть – для изготовления шаблонов. Это позволяет заинтересовать ребят, в дальнейшем подбираются более сложные модели. Обучающиеся уже дорабатывают их сами, частично — с использованием компьютера, а отдельные на их основе разрабатывают свои модели.
Такая база данных размещается на CD –дисках по разделам: авиационная техника, автомобильная техника, судомодели, строения, флора и фауна – для привлечения девочек в техническое творчество — и используется на занятиях кружков.
Заключение
Помимо специальных занятий по тематике кружков обучающиеся имеют возможность заниматься разработкой тематических сайтов, личных страничек, презентаций. Так, технический отдел имеет сайт WWW.detkitech.narod.ru и страничку в Facebook. Таким образом, наличие компьютерной техники в учреждении дополнительного образования позволяет решать образовательные задачи на современном уровне и помогать детям и подросткам адаптироваться в самостоятельной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
- И. Двигатели для спортивных авиамоделей. — М: ДОСААФ СССР,1988.
- Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. — М.: ДОСААФ СССР, 1982.
- Пантюхин С. Воздушные змеи. — М: ДОСААФ СССР, 1984.
- Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель.- М.: ДОСААФ СССР, 1973.