Гришанина Людмила Александровна, воспитатель, ГБОУ Лицей №1561 г. Москва.
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Где живут, чем питаются, почему так называются.
Задачи:
Образовательная – познакомить детей с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; формировать новые понятия и знания; содействовать закреплению уже имеющихся представлений.
Развивающая – развивать интерес к жизни птиц; развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук (аппликация); способствовать развитию речи детей; пополнению активного и пассивного словаря.
Воспитательная – создать положительный и эмоциональный настрой; воспитывать доброе, бережное отношение к птицам и к природе.
Оборудование: картинки с изображением соловья, грача, журавля, ласточки, скворца; аудио звуки птичьих трелей, заготовки для аппликации, клей, цветные мелки;
Ход занятия:
Дети сидят за столами.
— И так ребята, как я уже вам сказала – сегодня будет необычное занятие. Сегодня я хочу вам предложить отправиться в путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие? (да)
— А для того чтобы узнать и понять, куда мы сегодня отправимся, вам надо отгадать загадки:
Его весной и летом
Все видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес)
— Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
— Конечно – осень! Так вот ребята я неспроста вам загадала загадки о лесе и об осени. Сейчас я вам хочу предложить отправиться в осенний лес. Хотите туда поехать? (да)
— А как вы думаете, для чего мы отправимся в осенний лес? (ответы детей)
— Мы туда отправимся для того, чтобы познакомится с перелетными птицами. Скажите ребята, что значит «перелетные птицы»? Почему их называют — перелетные? (ответы детей)
— Да, они при наступлении холодов улетают в теплые края, а когда у нас наступает весна перелетные птицы к нам возвращаются.
— А почему они улетают в теплые края? (ответы детей) Конечно им не хватает корма, т. к ним питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся и впадают в спячку. Именно поэтому птицы вынуждены улетать, чтобы не погибнуть.
— И так, занимайте места в волшебном паровозике. Мы отправляемся в путь. Нас ждет осенний лес и перелетные птицы!
(Звучит музыка и дети колонной за воспитателем изображают, что едут на паровозе). Музыка останавливается.
— Вот мы и приехали! Долго мы ехали, устали. Давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка: (вышли уточки на луг)
Вышли уточки на луг, кря-кря (шагаем)
Пролетел веселый жук, ж – ж (машем руками)
Гуси шеи выгибают, га-га-га (круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют, (повороты туловищем)
Ветер ветки раскачал? (качаем поднятыми руками)
Шарик тоже зарычал, р-р-р (руки на поясе, наклон вперед)
Зашептал в воде камыш, ш-ш-ш (подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, ш-ш-ш (присели).
Восп: Молодцы! А сейчас, ребята, посмотрите, как красиво вокруг. Все деревья в разноцветном наряде. Вокруг все усыпано золотыми листьями! Красота-то какая!
— А кто помнит для чего мы приехали в осенний лес? (ответы детей)
— Конечно, чтобы познакомится с перелетными птицами. Смотрите, а вот и одна из перелетных птиц.
(Воспитатель показывает на картинку с изображением соловья, прикрепленной на стене в группе)
— Вы знаете как называется эта птица? (нет) Для того чтобы узнать, как называется эта птица надо отгадать загадку. Готовы? (да)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней
Кто же это? (Соловей)
— Правильно – соловей. Посмотрите на соловья – с виду это обычная коричневая птичка. А звук, который она издает очень похож на пение – послушайте (включается запись пения соловья). Соловей зимует в Африке, а потом с наступлением весны он вновь прилетит к нам.
— Ну, а нам пора познакомиться с другой перелетной птицей, для этого садитесь в паровозик, мы отправимся дальше.
(Включается музыка. Дети в колонне за воспитателем продолжают движение по группе. Доехав до следующей птицы, прикрепленной к стене, в другом уголке группы, музыка останавливается).
— А вот и следующая птичка нас встречает. Давайте познакомимся с ней.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад, вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица…(Грач)
— Правильно – грач. Посмотрите, какая это серьезная, важная, черная птица. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят в земле, копаясь своим крепким клювом.
— Давайте попрощаемся с грачом, ведь нам пора знакомиться со следующей перелетной птицей.
(Садятся в паровоз и под музыку едут в другую часть группы. Музыка останавливается. Птичка также прикреплена к стене).
— Посмотрите ребята, какая нас тут птица ждет. Давайте узнаем, как она называется.
По всей Европе обитает,
На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки —
Легко заучивает звуки.
Живёт под крышею певец
Красавчик, умничка…(Скворец).
Скворец — красивая птица с блестящим черным в мелкую крапинку опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв (черный – у самочки, ярко-желтый – у самца). Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.
-Ну полетели дальше. Посмотрите ребята, какая нас тут птица ждет. Давайте узнаем, как она называется.
Клин летит, курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол земли,
Вдаль несутся…(Журавли)
— Конечно эта птица называется – журавль. Журавли крупные длинноногие и длинношеие птицы, а голова у них маленькая с прямым острым клювом.
— Понравился вам журавль? (да) Нам пора прощаться с журавлем, потому что нас ждет еще одна красивая птичка, которой очень одиноко одной. Едем. (да)
(Садятся, едут под музыку. Доезжают до следующей птицы, которая прикреплена к доске. Музыка останавливается).
— А вот и наша одинокая птичка. Давайте с ней познакомимся.
Кто прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины…(Ласточка)
— Конечно же это – ласточка. Ребята, ласточка и вправду строит себе гнезда из глины, чтобы глина легко лепилась ласточка смачивает ее своей слюной. А питается ласточка на лету насекомыми, пьет она тоже прямо на лету. Посмотрите, как она выглядит – у нее белая грудка и очень необычный хвост – разделенный на две части.
— Ребята, ласточка мне рассказала, что в лесу она осталась одна, ее подружки уже улетели, а ей не с кем лететь. И ей очень скучно одной. А давайте мы с вами сделаем, для нашей милой ласточки, подружек, чтоб ей было не одиноко в полёте.
(Дети садятся за столы и выполняют коллективно с воспитателем аппликацию. Работа вывешивается в рамку).
Итог: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? А с кем познакомились? Как этих птиц можно назвать одним словом? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Список используемых материалов:
- http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki_pro_pereletnyh_ptits/ (загадки о перелетных птицах)
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- «Семейный бюджет, доход, расход» (RANDOM - 50%)