Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Согласие да лад – в семье клад»

Зиновьева Т. Н. воспитатель СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи ; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Задачи:

«Познавательное развитие»: расширять и закреплять представление детей о своей семье, о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве; побуждать называть имена, отчества членов семьи; познакомить с понятием «родословная» и «генеалогическое древо»; развивать наблюдательность при рассматривании картин; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

«Речевое развитие»: учить рассказывать о своих впечатлениях связанно, последовательно; громко отвечать на вопросы; объяснять и понимать смысл пословиц о семье; совершенствовать диалогическую речь; обогащать словарь детей словами «родословная», «генеалогическое древо».

«Социально-коммуникативное»: воспитывать культуру общения по средствам художественно- эстетического и речевого развития, воспитывать родственные положительные отношения, взаимовыручку, развивать общительность; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

«Физическое развитие» : развивать координацию движений в соответствии с текстом физкультминутки.

«Художественно —  эстетическое развитие»: развивать умение  читать стихи и составлять рассказы о семье; развивать умение рисовать карандашами мужской  и  женский  портреты, стараясь передать особенности внешнего вида.

Методы и приёмы:

— наглядные: рассматривание  фотографий,  генеалогического древа, рисунков о  семье, использование дидактического  мультимедийного пособия – презентация о семье.

— словесные: беседа о семье, родных, чтение стихов и пословиц, придумывание рассказов по нарисованным картинкам, загадывание загадок,

— практические: дидактические игры: «Сравни, кто старше, кто младше?»,

«Скажи наоборот», «Радость и печаль», игра «Добрые дела», рисование  карандашами,

Материал и оборудование: мультимедийная приставка, корзинка, игрушка Буратино, карточки солнышка и тучки на всех детей, рисунки на тему семьи, генеалогические древа сделанные с родителями дома.

 

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель предлагает под спокойную музыку образовать круг.

« Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она по кругу идёт далее и возвращается  ко мне.

Сегодня я предлагаю совершить путешествие в телестудию на детскую передачу: «Согласие да лад – в семье клад». .

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу. Ребята пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о своих семьях, о себе, о самых дорогих им людям.

Сегодня я вести передачу буду не одна, мне будет помогать наш Буратино.( Ставит Буратино на ширму.)

Буратино задаёт детям вопросы:

-Про кого сегодня хотите рассказать.

Воспитатель задаёт вопросы:

-Ребята, как вы думаете, что такое семья?

-Как зовут ваших родителей?

-Есть ли у вас братья, сёстры, бабушки  и дедушки?

-Что есть у всех людей, но у каждого своё?

-Чем отличаются люди из разных семей?

-Как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

-Каких родственников объединяет семья?

Воспитатель предлагает рассмотреть семьи и ответить на вопросы:

-Кого вы видите на экране?

-Какое у них настроение?

-Что они делают?

-Как можно назвать этих людей?

-Как вы думаете эта семья большая или маленькая?

-Сколько детей в семье?

 

 

 

Дети  взявшись за руки делают круг, произносят слова за воспитателем

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети занимают места в зрительном зале.

 

 

Ведут диалог, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы и делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают иллюстрации через мультимедийную приставку и отвечают на вопросы.

 

Получение положительной эмоции перед занятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

У детей расширяется словарный запас,

Речевые навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети ближе познакомились  с понятием «семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети закрепили и расширили представления о своей семье, о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.

2 Воспитатель. А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранять для будущих поколений память о своих родственниках, так как их было очень  много и имена не запоминались, то люди придумали записывать их в специальных тетрадях, чтобы потом эти сведения передавались своим детям. Эти записи назывались «родословные». А потом люди придумали  зарисовывать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. А дерево стали называть «генеалогическим древом».

Воспитатель предлагает детям рассказать о своих семьях.

 

 

Дети слушают воспитателя и делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью «генеалогического древа» дети рассказывают о своей семье.

Может на основе своего опыта сочинить оригинальный и последовательно разворачивающийся рассказ.

 

 

Дети познакомились с  понятием «родословная», «генеалогическое древо»

3 Воспитатель проводит физкультминутку.

«Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою.

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Мама руки поднимает,

(руки вверх, вниз)

Папа бодро приседает,

(приседание)

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева

(руки на поясе, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой и качаю головой.

( бег на месте и наклоны головой в стороны).

 

Дети произносят слова и выполняют движения.

 

 

Развитие умения сочетать слово с движением, зрительного и слухового внимания, снятие напряжения, удовлетворение потребности в движении.

4 Воспитатель предлагает прочитать стихотворение о родне.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию:

-Все ли герои стихотворения являются одной семьёй?

-Друг Серёжа, он член семьи

-Щенок Тишка может считаться членом семьи?

 

Дети по желанию читают стихотворение Я. Аким «Родня»

Эмоционально, выразительно читают стих, проявляя чуткость к художественному слову
5 Воспитатель. Я предлагаю поиграть в дидактические игры:

1 «Радость и печаль».

Я буду называть поступки. Если вы считаете, что поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует – солнышко.

2 «Сравни, кто старше, кто младше?»

Воспитатель предлагает мультимедийное изображение ( дедушка и папа, просит ответить полным предложением, кто старше, кто младше).

3 «Скажи наоборот».

Воспитатель предлагает мультимедийное изображение ( например дедушка и внук, просит назвать противоположные по смыслу слова).

4 «Добрые дела».

( Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит мелодия и дети по очереди  передают корзину друг другу называя доброе дело).

Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы показывая правильной карточкой.

 

 

 

 

 

 

Дети упражняются в сравнении родственников по возрасту.

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

Дети закрепили положительные и отрицательные поступки.

 

 

 

 

Дети логически мыслят, чётко проговаривают слова, развита ловкость и быстрота реакции.

 

 

У детей расширился словарный запас;

 

проявили сноровку, находчивость, отвечая на вопросы.

 

проявили фантазию, находчивость.

6 Воспитатель: Сегодня у нас на телепередачи открыта выставка рисунков, которые вы нарисовали вместе с родителями свои семьи. Нашим телезрителям и Буратино будет интересно послушать рассказы  про ваши семьи.

Рассказы 2-3 детей.

 

Дети составляют рассказ о своей семье из 4-5 предложений.

 

Дети расширили  словарь, научились составлять небольшие рассказы.

 

7 Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

— Не нужен клад, коль в семье лад.

— Вся семья вместе и душа на месте.

— При солнышке тепло, при матери добро.

— Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

 

Дети по очереди называют пословицы и поговорки. Анализируют их значение.

 

Дети закрепили знания народных пословиц, проговаривают их четко и громко.

 

8 Воспитатель предлагает нарисовать портрет любимой мамы. Дети выражают положительные эмоции, создавая свои рисунки. Дети умеют изображать портрет , передавая характерные особенности внешнего вида.
9 Итог.Воспитатель. Ребята, что нужно делать, чтобы в вашей семье был мир, покой, взаимопонимание, уважение?

На этом наша телепередача закончилась:- Что интересного было на нашей  телепередачи? Что нового узнали?

 

 

 

 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

Закрепление пройденного материала.