Зиновьева Т. Н. воспитатель СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи ; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Задачи:
«Познавательное развитие»: расширять и закреплять представление детей о своей семье, о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве; побуждать называть имена, отчества членов семьи; познакомить с понятием «родословная» и «генеалогическое древо»; развивать наблюдательность при рассматривании картин; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.
«Речевое развитие»: учить рассказывать о своих впечатлениях связанно, последовательно; громко отвечать на вопросы; объяснять и понимать смысл пословиц о семье; совершенствовать диалогическую речь; обогащать словарь детей словами «родословная», «генеалогическое древо».
«Социально-коммуникативное»: воспитывать культуру общения по средствам художественно- эстетического и речевого развития, воспитывать родственные положительные отношения, взаимовыручку, развивать общительность; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.
«Физическое развитие» : развивать координацию движений в соответствии с текстом физкультминутки.
«Художественно — эстетическое развитие»: развивать умение читать стихи и составлять рассказы о семье; развивать умение рисовать карандашами мужской и женский портреты, стараясь передать особенности внешнего вида.
Методы и приёмы:
— наглядные: рассматривание фотографий, генеалогического древа, рисунков о семье, использование дидактического мультимедийного пособия – презентация о семье.
— словесные: беседа о семье, родных, чтение стихов и пословиц, придумывание рассказов по нарисованным картинкам, загадывание загадок,
— практические: дидактические игры: «Сравни, кто старше, кто младше?»,
«Скажи наоборот», «Радость и печаль», игра «Добрые дела», рисование карандашами,
Материал и оборудование: мультимедийная приставка, корзинка, игрушка Буратино, карточки солнышка и тучки на всех детей, рисунки на тему семьи, генеалогические древа сделанные с родителями дома.
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель предлагает под спокойную музыку образовать круг.
« Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся». Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она по кругу идёт далее и возвращается ко мне. Сегодня я предлагаю совершить путешествие в телестудию на детскую передачу: «Согласие да лад – в семье клад». . Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу. Ребята пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о своих семьях, о себе, о самых дорогих им людям. Сегодня я вести передачу буду не одна, мне будет помогать наш Буратино.( Ставит Буратино на ширму.) Буратино задаёт детям вопросы: -Про кого сегодня хотите рассказать. Воспитатель задаёт вопросы: -Ребята, как вы думаете, что такое семья? -Как зовут ваших родителей? -Есть ли у вас братья, сёстры, бабушки и дедушки? -Что есть у всех людей, но у каждого своё? -Чем отличаются люди из разных семей? -Как называют людей, живущих в одном доме, квартире? -Каких родственников объединяет семья? Воспитатель предлагает рассмотреть семьи и ответить на вопросы: -Кого вы видите на экране? -Какое у них настроение? -Что они делают? -Как можно назвать этих людей? -Как вы думаете эта семья большая или маленькая? -Сколько детей в семье?
|
Дети взявшись за руки делают круг, произносят слова за воспитателем
Дети занимают места в зрительном зале.
Ведут диалог, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы и делают выводы.
Дети рассматривают иллюстрации через мультимедийную приставку и отвечают на вопросы. |
Получение положительной эмоции перед занятием.
У детей расширяется словарный запас, Речевые навыки.
Дети ближе познакомились с понятием «семья».
Дети закрепили и расширили представления о своей семье, о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве. |
2 | Воспитатель. А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранять для будущих поколений память о своих родственниках, так как их было очень много и имена не запоминались, то люди придумали записывать их в специальных тетрадях, чтобы потом эти сведения передавались своим детям. Эти записи назывались «родословные». А потом люди придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. А дерево стали называть «генеалогическим древом».
Воспитатель предлагает детям рассказать о своих семьях. |
Дети слушают воспитателя и делают выводы.
С помощью «генеалогического древа» дети рассказывают о своей семье. |
Может на основе своего опыта сочинить оригинальный и последовательно разворачивающийся рассказ.
Дети познакомились с понятием «родословная», «генеалогическое древо» |
3 | Воспитатель проводит физкультминутку.
«Семейная зарядка». Осенью, весною, летом и зимою. Мы во двор выходим дружною семьёй. Мама руки поднимает, (руки вверх, вниз) Папа бодро приседает, (приседание) Повороты вправо – влево Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом) А я сам бегу трусцой и качаю головой. ( бег на месте и наклоны головой в стороны). |
Дети произносят слова и выполняют движения. |
Развитие умения сочетать слово с движением, зрительного и слухового внимания, снятие напряжения, удовлетворение потребности в движении. |
4 | Воспитатель предлагает прочитать стихотворение о родне.
Воспитатель задаёт вопросы по содержанию: -Все ли герои стихотворения являются одной семьёй? -Друг Серёжа, он член семьи -Щенок Тишка может считаться членом семьи? |
Дети по желанию читают стихотворение Я. Аким «Родня» |
Эмоционально, выразительно читают стих, проявляя чуткость к художественному слову |
5 | Воспитатель. Я предлагаю поиграть в дидактические игры:
1 «Радость и печаль». Я буду называть поступки. Если вы считаете, что поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует – солнышко. 2 «Сравни, кто старше, кто младше?» Воспитатель предлагает мультимедийное изображение ( дедушка и папа, просит ответить полным предложением, кто старше, кто младше). 3 «Скажи наоборот». Воспитатель предлагает мультимедийное изображение ( например дедушка и внук, просит назвать противоположные по смыслу слова). 4 «Добрые дела». ( Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит мелодия и дети по очереди передают корзину друг другу называя доброе дело). |
Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы показывая правильной карточкой.
Дети упражняются в сравнении родственников по возрасту.
Дети выполняют задание.
|
Дети закрепили положительные и отрицательные поступки.
Дети логически мыслят, чётко проговаривают слова, развита ловкость и быстрота реакции.
У детей расширился словарный запас;
проявили сноровку, находчивость, отвечая на вопросы.
проявили фантазию, находчивость. |
6 | Воспитатель: Сегодня у нас на телепередачи открыта выставка рисунков, которые вы нарисовали вместе с родителями свои семьи. Нашим телезрителям и Буратино будет интересно послушать рассказы про ваши семьи.
Рассказы 2-3 детей. |
Дети составляют рассказ о своей семье из 4-5 предложений. |
Дети расширили словарь, научились составлять небольшие рассказы.
|
7 | Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:
— Не нужен клад, коль в семье лад. — Вся семья вместе и душа на месте. — При солнышке тепло, при матери добро. — Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. |
Дети по очереди называют пословицы и поговорки. Анализируют их значение. |
Дети закрепили знания народных пословиц, проговаривают их четко и громко.
|
8 | Воспитатель предлагает нарисовать портрет любимой мамы. | Дети выражают положительные эмоции, создавая свои рисунки. | Дети умеют изображать портрет , передавая характерные особенности внешнего вида. |
9 | Итог.Воспитатель. Ребята, что нужно делать, чтобы в вашей семье был мир, покой, взаимопонимание, уважение?
На этом наша телепередача закончилась:- Что интересного было на нашей телепередачи? Что нового узнали?
|
Дети отвечают на поставленные вопросы. |
Закрепление пройденного материала. |
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ. Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании развивающих игр» (RANDOM - 50%)