ООД по восприятию художественной литературы и фольклора

Пискунова Татьяна Петровна

Тема: «Лес, точно терем расписной. Осень в русской поэзии. Заучивание стихотворения И.Бунина «Осень»

ИОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи: «Познавательное развитие»: закрепить знания дошкольников о признаках осени, вызвать эмоциональный отклик на картиныосенней природы;

«Речевое развитие»: побуждать детей эмоционально воспринимать поэтические произведения; формировать навык выразительно читать стихотворение наизусть, передавая тнтонацией задумчивость, красоту природы; развивать образную речь, понимание языковых выразительных средств; помочь овладеть приемом сравнения;

Материалы и оборудование: запись чтения стихотворений И.Бунина «Льет дождь холодный…» и К.Бальмонта «Осень» (аудиозапись «Русская поэзия»); иллюстрации с изображением осенней природы; букет осенних листьев.

Предварительная работа: вспомнить стихи А. Плещеева «Осень наступила…», «Скучная картина…»

Методы и приемы: словесные: беседа, чтение стихотворений; практические: физкультминутка «Я — дуб, вы — мои листочки»; наглядные: иллюстрации с изображением осенней природы.

 

Ход ОД.:

Воспитатель предлагает подойти к окну и спрашивает:

— Какая сегодня погода? А какое время года?

— Почему мы можем сказать, что наступила осень?

Затем он обращает внимание детей на иллюстрации:

— Нравятся ли вам эти картины?

-Что изображено на них?

Какие краски используют художники в своих картинах?

— Вы уже убедились, что осенью природа очень красивая. Художники пишут пейзажи, фотографы фотографируют и печатают фотографии, а поэты слагают стихи о красоте природы. Какие вы знаете, ребята, стихи про осень?

Дети вместе с воспитателем вспоминают стихи, которые они учили раньше.

— Сейчас вы услышите еще несколько стихотворений русских поэтов об осенней природе. Послушайте внимательно, какие красивые слова используют поэты при описании, с чем они сравнивают это время года.

Воспитатель включает аудиозапись чтения стихотворений  И.Бунина «Льет дождь холодный…» и К.Бальмонта «Осень»

После прослушивания воспитатель беседует с детьми. Он спрашивает о том, какие красивые слова они услышали, с чем сравнивают поюты природу.  Образные и непонятные детям слова воспитатель объясняет.

После этого целесообразно провести физкультминутку «Я — дуб, вы — мои листочки»:

Мы листочки, мы листочки,                дети держатся за руки воспитателя

Мы осенние листочки,

Мы на дубе висели,

Ветер дунул (фу-у-у) – полетели.                    Дети бегают.

Мы летали, мы летали

И под дерево упали.                                          Дети садятся на корточках.

Роль ведущего можно предложить ребенку. Затем воспитатель предлагает прослушать детям еще одно стихотворение и выучить его наизусть. Дл я объяснения непонятных слов можно использовать букет из осенних листьев и иллюстрации.

Воспитатель читает с выражением отрывок их стихотворения И.Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной… —

и продолжает задавать детям вопросы:

— С чем сравнивает поэт осенний лес? (с теремом расписным)

— Какие цвета называет поэт, описывая лес? Какой лес в этом стихотворении? (Лиловый, багряный, золотой. Если детям незнакомо слово «багряный», то воспитатель объясняет его).

Воспитатель читает стихотворение еще раз и предлагает повторить детям.

 

Рефлексия

Динамическая пауза