Консультация «Воспитываем добротой»

Бородина Вера Владимировна, воспитатель, с. Газ-Сале

 

*  Ребёнок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.
*   Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намёка на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
*   Оберегать ребёнка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных.
*  Любить ребёнка любым : красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным

*   Не унижать ребёнка, не делать за ребёнка: помоги сделать самому.  Провести анкетирование родителей на тему «Какой вы родитель», которое поможет определить уровень знаний родителей по вопросам воспитания, правильно организовать дискуссию по данной теме.

Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношений человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, честность, патриотизм, гуманизм, любовь и др.)
    Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребёнке?
    Придумайте синонимы к  словам «доброта», «взаимопомощь», « дружба».

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него.
Доверие взрослых и постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций.
   Жизнерадостность, весёлое настроение, чувство защищённости, уверенности  в своих силах благотворно складываются на характере и организме ребёнка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребёнка к школе.
     Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на всё доброе, прекрасное, показывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребёнок чувствует, что живёт в счастливой, дружной семье, ощущает  любовь и внимание близких. Подготовить праздник для ребёнка несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как его отпраздновать?
    (Несколько семей заранее  готовят рассказ об интересном опыте проведения дня рождения ребёнка, демонстрируют фотографии.)

2 часть.  Об эмоциональном развитии ребёнка
Что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребёнка?
    В этом возрасте меняется поведение ребёнка, уходит непосредственность.
    Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
    Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
    Начинает осознавать свои переживания.
    Начинает активно интересоваться отношением окружающий к себе, формировать собственную самооценку.

В этом возрасте ребёнок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию  — это одно из чувств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нём себе подобного.
    При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего воспитывать у ребёнка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идёт о развитии общей эмоциональности ребёнка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребёнка появляется желание помогать , заботиться о других. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.
   В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по – разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его , пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?» дети чутко реагируют на чуткое отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребёнок может заплакать, если видит, что плачет его друг. Необходимо обращать внимание именно а первые , порой незначительные попытки ребёнка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость смех, слёзы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.
    Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку в правильности своих решений, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо  как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и плохого формируются нравственные чувства ребёнка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребёнку плохое? О чём он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызвать у него сочувствие к тем детям, которые наказаны. Почему ребёнок должен сочувствовать тому, кто наказан?    Известно, какую силу воздействия на ребёнка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей группы поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребёнку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приёмы воздействия на ребёнка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности  у наказанного ребёнка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонимания мотивов поведения ребёнка взрослые зачастую способствуют проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.
    Дневник добрых дел.

Воспитывая добротой, в ответ мы получаем добро! Не зря народ сложил столько пословиц и поговорок о значении добрых дел в жизни человека:

    За добро добром платят.
    Делай другому добро – сам будешь без беды.
    Худо тому, кто добро не делает никому.
    Добрый человек в добре живёт век.
    Добро сеять, добро и пожинать.
    Жизнь дана на добрые дела.
    Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
    Истинное добро всегда просто.

Воспитатель предлагает родителям рассказать, о чём они написали в дневнике добрых дел.(дневники велись в течении двух недель. Родители записывали в них добрые дела и поступки, дети делали зарисовки, иллюстрации). Какие добрые дела вашей семье запомнились больше всего?
    Какую воспитательную роль сыграли дневники для вашего ребёнка? Для вашей семьи?
      Будете ли вы в дальнейшем вести такие дневники?