Игровое занятие по ознакомлению с окружающим и художественной литературой в средней группе: «Забытые игрушки»

Зоркина Татьяна Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Елочка»

 

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение внимательно слушать знакомое литературное произведение; развивать умение читать наизусть, не торопясь, четко произносить слова.
  2. Способствовать развитию артикуляционного аппарата детей; интонационной выразительности речи, диалогической речи: активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; мелкой моторики рук, мимики; фантазии и воображения.
  3. Закреплять умение сочетать слово и движение; расширять словарный запас детей за счет слов: стадо, грустный, печальный, тоскливый, унылый, кислый.
  4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам; закреплять навыки вежливого поведения; учить понимать эмоциональное состояние персонажа игры (игрушки), проявлять сочувствие и желание оказать помощь.

Материал и оборудование: имитация лужайки (деревца, пеньки, цветочки, грибы, озеро); плюшевые игрушки (зайка, бычок, лягушка); фонограмма песни «Ква-ква» (музыка Р. Майорова, слова М. Рябинина); коробка с разными игрушками.

Ход занятия.

На ковре в группе расставлены деревца, пеньки, цветы, озеро, в разных местах групповой комнаты находятся игрушки. Под спокойную музыку входят дети и воспитатель.

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят…

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: если гости добрые, улыбчивые, приветливые, то, как нам хочется сказать им «здравствуйте»? (ответы детей) Верно, с улыбкой,  радостно. Попробуем?

Дети и воспитатель (вместе):  Здравствуйте!

Воспитатель: А если гостей собралось много – много, как сегодня, то мы скажем «здравствуйте» с радостным удивлением. Как?

Дети и воспитатель (вместе):  Здравствуйте?!

Воспитатель: Теперь осмотрите, пожалуйста, зал. Что удивительное и необычное вы заметили? (Дети указывают на лужайку)

Наша группа превратилась в лесную лужайку. Ребята, мне показалось, что кто – то просит о помощи. Кто же это может быть?

Воспитатель и дети ходят по залу и обнаруживают зайку. Воспитатель предлагает всем сесть на стулья и рассмотреть найденную игрушку.

Воспитатель: Такой милый и грустный зайка! Как вы думаете, что с ним могло случиться, от чего он грустит? (варианты ответов: соскучился по теплому солнышку, по лету и т.п.) А может быть дело совсем в другом? Может быть, он грустит от того, что о нем забыли? Поиграли с ним дети, повеселились и разбежались по группе. А маленький зайка остался один. И настроение у него стало каким? (варианты ответов: грустным, печальным, тоскливым, унылым, кислым)  Про этого зайку забыли в группе. А я знаю историю о зайке, которого однажды забыли в лесу. Представляете, как страшно ему было там? Не просто страшно, а даже жутко.

(далее дети отвечают на вопросы с помощью мимики и жестов)

Воспитатель: Зайку испугала пролетевшая над ним стрекоза. Как ее можно показать? У нее были большие глаза. Как их можно показать? Над его ухом жужжала пчела. Как? У пчелы есть жало. Вы знаете, зачем оно  пчеле? Как можно показать жало руками? В траве ползали жуки рогатые. Покажите, какие. Зайка вздрагивал в испуге, каждый раз говорил «Ах!» и делал лапками… как? (дети показывают разные варианты жестов)

Давайте еще раз расскажем эту историю, чтобы почувствовать, каково оказаться одному в незнакомом месте.

Проводится пальчиковая игра «Игрушечный зайчик в лесу»

Ах, как жутко на лесной лужайке

Бедному игрушечному зайке.

Кружится над зайкой стрекоза

И глядит, глядит во все глаза.

И пчела все уши прожужжала-

У нее ужаснейшее жало.

И жуки рогатые ползут,

Ахнуть не успеешь – загрызут.

Бегаю по зайчику мурашки…

Ах, как страшно зайчику – бедняжке.

(В. Берестов)

Воспитатель: Бедный зайчик! Конечно, одному в лесу страшно. А когда рядом с тобой друзья, тоже страшно? (нет) Тогда уже ничего не боишься. Зайка, смотри, сколько у тебя друзей! Давай с ними знакомиться! Ребята, а вы знаете, что делаю люди, когда знакомятся! (ответы детей) Верно, называют свои имена. Итак, начнем знакомство.

Воспитатель обходит всех детей, каждого от имени зайки спрашивает: «Как тебя зовут?» Дети называют свои имена.

Воспитатель:  У тебя теперь много друзей, зайчик. Больше никого и ничего не бойся. Здесь тебя все любят и никогда не обидят. А чтобы зайка забыл все свои страхи, давайте сделаем ему что – нибудь приятное. (предложения детей) Молодцы, успокоили и развеселили зайку. Он решил остаться с нами. Посадим его на лесенку. А мы еще раз внимательно осмотрим группу – может быть, найдутся игрушки, которым тоже надо помочь.

Дети ходят по группе. Обнаруживают плюшевого бычка. Садятся на стулья и рассматривают игрушку.

Воспитатель: Смотрю я на него, и вспоминается мне стихотворение Агнии Барто «Бычок»: «Идет бычок, качается…» а дальше как?

(дети читают стихотворение)

У поэта Валентина Берестова тоже есть стихотворение с таким названием. Оно словно про нашего бычка написано. Хотите его послушать? ( ответы детей)

Маленький бычок,

Беленький бочок.

Ножками ступает, головой мотает:

— Где же стадо? Му-у-у?

Скучно одному – у-у!

Вот оказывается что! Наш бычок отстал от своего стада! А что такое стадо? (ответы детей) Все животные в стаде ходят вместе, а наш бычок остался на лужайке один, поэтому ему и скучно.

Мы с вами зайке помогли, а бычку сможем помочь? Как? (ответы детей) Правильно, мы с ним поиграем.

Проводится речевая игра.

Воспитатель: Чтобы наш бычок больше  не волновался, давайте ему ласково скажем: «Бычок – бычок, беленький бочок» (дети повторяют) и погладим его. Вот бычок и повеселел! Теперь пойдем вместе с ним гулять. Мы будем ходить по группе и с разной интонацией и силой голоса повторять скороговорку про бычка:

-весело (шагаем по золотистой солнцем полянке);

— отрывисто (пришли на болото и прыгаем с кочки на кочку);

— громким шепотом (осторожно идем по лесу);

— жалобно (в лесу поцарапались о колючие ветки).

Давайте что- нибудь подарим бычку, чтобы его всегда модно было найти. (предложения детей) Есть у меня колокольчик на яркой ленте: «Носи его, бычок, и ты никогда больше не потеряешься!» (усаживает бычка рядом с зайкой)

Воспитатель: Смотрите, зайка  и бычок успели подружиться! А мы с вами проверим, не остались ли в группе какие – нибудь игрушки.

Все ходят по группе, воспитатель обнаруживает лягушку.

Воспитатель:  Отгадайте, кого я нашла?

Сидит зверушка,

Рот как ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. Кто это?

(Лягушка)

Да, это лягушка,

Желтобрюхая квакушка.

В уголочке здесь сидит

И, бедняжечка, дрожит.

Дети садятся и рассматривают игрушку.

Как вы думаете, что могло случится с лягушкой? Почему она дрожит? (варианты ответов: замерзла, кто – то напугал и т.п.) сейчас мы у самой лягушки спросим.

Ты, лягушка, не дрожи,

Что случилось, расскажи.

Берет лягушку и говорит за нее.

Лягушка:

Медведь по лесу ходил,

Мне на лапку наступил.

Наступил, не извинился,

А потом в берлоге скрылся.

Надо под ноги смотреть,

Даже если ты медведь…

Ква – ква – ква!

Воспитатель: Вот оно что! Большой медведь не заметил маленькую лягушку и отдавил ей лапку. Надо быть внимательным, чтобы нечаянно никого не обидеть. Ведь лягушка плачет не только от боли, но и от обиды. Надо ей помочь! Но как?  (ответы детей)

Верно, пожалеем лягушку, лапку ей перевяжем, попросим ее на медведя не сердиться. Помогите мне лягушке первую помощь оказать. (воспитатель и дети перевязывают лапку лягушке) А если уж случилось так, как у медведя, — наступил нечаянно кому – нибудь на лапку, — проси прощения, пожалей и посочувствуй.

Ну а чтобы наша лягушка совсем выздоровела, станцуем для нее лягушачий танец: будем приседать, кружиться, комариков ловить и, конечно, громко квакать.

Звучит фонограмма песни «Ква-ква». Дети и воспитатель исполняют танец – импровизацию.

Воспитатель: Интересно, как чувствует себя зайчик и бычок? Давайте посмотрим на них издали. Оно все такие же грустные? (ответы детей: они радостные, веселые, довольные и т.п.) Да, они такие, потому что мы их нашли, спросили, что с каждым из них приключилось, посочувствовали им, сказали теплые слова.

А знаете, сколько еще игрушек грустят и ждут, когда их найдут и у них тоже появятся друзья?!

В этой коробке (показывает)  лежат игрушки, которые очень хотят с вами дружить. Но самое интересное – они даже знают имя своего лучшего друга. Вот эта собачка хочет поскорее оказаться в руках (имя ребенка),  а кошке так понравилась (имя ребенка)…

Игрушки уже полюбили вас, полюбите и вы их. Никогда не обижайте и нигде не забывайте!

Дети играют с игрушками.