МБДОУ «Детский сад №23 «Улыбка»
Автор: воспитатель Ефимова Любовь Юрьевна
Сосновка, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наглядно дидактическое пособие предназначено для ознакомления ребенка с определенными понятиями, предметами и характеристиками. Однако затем следует материал закрепить и ввести его сферу используемых понятий. Для этого также требуются яркие и запоминающиеся пособия.
Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособий воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него.
Назначение: Дидактическое пособие «Чудо-дерево» является многофункциональным в использовании пособием для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть применено на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми в различных образовательных областях в зависимости от содержания. Данное пособие используется в качестве выносного материала во время прогулки, в любое время года.
Цель: Развитие двигательной и познавательной активности, психических процессов, речи, общей и мелкой моторики.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Описание: Это «Чудо-дерево» непростое. С одной стороны -зелёное дерево (работаем весной, летом, осенью), С другой — белая берёза (работаем с ней зимой), Кроны деревьев изготовлены из фанеры и зафиксированы к «стволу» (тубусу). К кронам каждого дерева прикреплены липучки. На них дети, по заданию педагога, закрепляют листья, яблоки, вырезанные из цветного пластика.
Данное пособие уникально тем, что оно может использоваться во время подвижной игры в командной эстафете, а также во время индивидуальной работы с целью развития элементарных математических представлений и лексико-грамматического строя речи.
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижная игра-эстафета «Укрась дерево»
Цель: упражнять детей в беге, закреплять умение действовать по сигналу воспитателя.
Игровой материал: листья, яблоки, груши.
Ход игры: Дети строятся в две колонны по одному друг за другом. По сигналу воспитателя дети, стоящие первые, берут листочек и прикрепляют его к дереву. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Подвижная игра-эстафета « Кто быстрее соберёт урожай».
Цель: упражнять детей в беге, закреплять умение действовать по сигналу воспитателя.
Игровой материал: яблоки, груши, корзинки.
Ход игры: Дети строятся в две колонны по одному друг за другом. По сигналу воспитателя дети, стоящие первые, бегут к дереву, снимают яблоко и кладут его в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт урожай со своего дерева.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Дидактическая игра «Чего не стало? Кого не стало?».
Цель: Упражнять детей в согласовании существительных в родительном падеже.
Игровой материал: Картинки с изображением птиц, листья разных цветов, яблоки, груши.
Ход игры: Воспитатель вывешивает на дерево 4-5 картинок и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запоминать, что висит на дереве. Я буду снимать одну из картинок, а вы должны ответить чего не стало (не стало воробья, не стало яблока, …,).
Дидактическая игра «Один — Много».
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Ход игры: Воспитатель закрепляет на деревьях картинки и задаёт вопросы:
У меня в руке лист, а на дереве?
1 вариант
Лист-листья
Яблоко-яблоки
Воробей-воробьи
2 вариант «Что висит на этих деревьях? или кто сидит на деревьях? ». Дети отвечают: «На дереве слева висит один лист, а на дереве справа — много листьев.»
Дидактическая игра «Посчитай и скажи сколько».
Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными. Ход игры: дети подходят к дереву и считают, например, птиц: «Один воробей, два воробья, три воробья четыре воробья, пять воробьёв».
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной форме существительных.
Ход игры:
У меня в руке большое яблоко, а на дереве висит маленькое-…
Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»
Цель: Упражнять в счёте до 10; научить соотносить цифру с количеством предметов, решать задачи на сложение и вычитание. Ориентировка в пространстве. Развивать внимание, память, мышление.
Развивающие игры и упражнения воспитатель разрабатывает самостоятельно, в зависимости от целей и задач.
Данное пособие можно использовать и для составления творческих рассказов, сказок, обыгрывания различных сюжетов. Детям предлагается самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на панно и рассказать, почему, например, медведь зимой гуляет по лесу (Он проснулся, чтобы увидеть снег и встретить Новый год. Как же он будет к нему готовиться?) или обыграть сказку «Теремок», «Лиса и заяц» и т.д.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Тема: «Вот и гости пришли» (RANDOM - 50%)