Дидактическое пособие «Чудо-дерево»

МБДОУ «Детский сад №23 «Улыбка»

Автор: воспитатель Ефимова Любовь Юрьевна

Сосновка, 2016

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наглядно дидактическое пособие предназначено для ознакомления ребенка с определенными понятиями, предметами и характеристиками. Однако затем следует материал закрепить и ввести его сферу используемых понятий. Для этого также требуются яркие и запоминающиеся пособия.

Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособий воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него.

Назначение: Дидактическое пособие «Чудо-дерево» является многофункциональным в использовании пособием для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть применено на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми в различных образовательных областях в зависимости от содержания. Данное пособие используется в качестве выносного материала во время прогулки, в любое время года.

Цель: Развитие двигательной и познавательной активности, психических процессов, речи, общей и мелкой моторики.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Описание: Это «Чудо-дерево» непростое. С одной стороны -зелёное  дерево (работаем весной, летом, осенью), С другой — белая берёза (работаем с ней  зимой), Кроны деревьев изготовлены из фанеры и зафиксированы к «стволу» (тубусу). К кронам каждого дерева прикреплены липучки. На них дети, по заданию педагога, закрепляют листья, яблоки, вырезанные из цветного пластика.

Данное пособие уникально  тем, что оно может использоваться во время подвижной игры в командной эстафете, а также во время индивидуальной работы с целью развития элементарных математических представлений и лексико-грамматического строя речи.

  

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижная игра-эстафета «Укрась дерево»

Цель: упражнять детей в беге, закреплять умение действовать по сигналу воспитателя.

Игровой материал: листья, яблоки, груши.

Ход игры: Дети строятся в две колонны по одному друг за другом. По сигналу воспитателя дети, стоящие первые, берут листочек и прикрепляют его к дереву. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее.

Подвижная игра-эстафета « Кто быстрее соберёт урожай».

Цель: упражнять детей в беге, закреплять умение действовать по сигналу воспитателя.

Игровой материал:  яблоки, груши, корзинки.

Ход игры: Дети строятся в две колонны по одному друг за другом. По сигналу воспитателя дети, стоящие первые, бегут к дереву, снимают яблоко и кладут его в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт урожай со своего дерева.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактическая игра «Чего не стало? Кого не стало?».

Цель: Упражнять детей в согласовании существительных в родительном падеже.

Игровой материал: Картинки с изображением птиц, листья разных цветов, яблоки, груши.

Ход игры: Воспитатель вывешивает на дерево 4-5 картинок и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запоминать, что висит на дереве. Я буду снимать одну из картинок, а вы должны ответить чего не стало (не стало воробья, не стало яблока, …,).

Дидактическая игра «Один — Много».

Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Ход игры: Воспитатель закрепляет на деревьях картинки и задаёт вопросы:

У меня в руке лист, а на дереве?

1 вариант

Лист-листья

Яблоко-яблоки

Воробей-воробьи

2 вариант «Что висит на этих деревьях? или кто сидит на деревьях? ». Дети отвечают: «На дереве слева висит один лист, а на дереве справа — много листьев.»

Дидактическая игра «Посчитай и скажи сколько».

Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными. Ход игры: дети подходят к дереву и считают, например, птиц: «Один воробей, два воробья, три воробья четыре воробья, пять воробьёв».

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной форме существительных.

Ход игры:

У меня в руке большое яблоко, а на дереве висит маленькое-…

Образовательная область  «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»

Цель: Упражнять в счёте до 10; научить соотносить цифру с количеством  предметов,    решать  задачи   на сложение  и  вычитание.  Ориентировка в пространстве. Развивать внимание, память, мышление.

Развивающие игры и упражнения воспитатель разрабатывает самостоятельно, в зависимости от целей и задач.

Данное пособие можно использовать и для составления творческих рассказов, сказок, обыгрывания различных сюжетов. Детям предлагается самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на панно и рассказать, почему, например, медведь зимой гуляет по лесу (Он проснулся, чтобы увидеть снег и встретить Новый год. Как же он будет к нему готовиться?) или обыграть сказку «Теремок», «Лиса и заяц» и т.д.