Музейная педагогика.  «Азбука искусства для дошкольников»

Бекезина Наталья Валерьевна, воспитатель, МАДОУ д/с № 68 «Светлячок», г.Таганрог

 

      Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока ещё мало жизненного опыта. А современное российское общество всё больше нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности и интеллекта.

     В условиях ситуации начала ХХI века – изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественно-эстетическое  воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути. Вот почему педагоги МДОУ д\с №68 «Светлячок» ведут поиск нового содержания, новых методов и форм художественно-эстетического воспитания дошкольников в современной парадигме личностно — ориентированного образования.

    Художественно-эстетическое образование дошкольников понимается нами как процесс, направленный на приобщение детей к ценностям культуры, ознакомление со способами передачи эстетических представлений о нашем мире, через различные виды творческой деятельности детей: изобразительную, музыкальную, театрализованную, речевую и развитие творческой активности.

    Неоценимую помощь в художественно — эстетическом воспитании дошкольника оказывает социокультурная среда.  И действительно, грешно жить в нашем исторически богатом городе и не пользоваться его духовным потенциалом. Расположение нашего детского сада позволяет творчески взаимодействовать с социокультурными объектами нашего города.

  На протяжении 10 лет наш детский сад сотрудничает с Таганрогским художественным музеем. Наша совместная деятельность основана  на принципе единства образовательного пространства и педагогического взаимодействия  в  решении единых развивающих, воспитательных и образовательных задач. Но как давно стали с охотой принимать нас, дошколят в стенах музеев?

   Тяга детей к музею была большая и существовала всегда. По свидетельству историка-музееведа В. Кордес, анализировавшей работу музея 1930-х гг. в дни каникул, все музеи отмечали огромный наплыв детворы именно младших классов. Малыши проникали незваными на все массовки и зачастую на них составляли значительное большинство, чем приводили в смущение лекторов, не рассчитывавших на столь юную аудиторию. Ситуация не готовности к общению с «юной аудиторией» сохранялась многие десятилетия, ибо среди музейных специалистов существовало устойчивое представление, что дети должны начинать посещать музей с 5-го класса по школьной программе.

    Однако со временем эти представления начали меняться. В 1990-х гг. в России уже не существовало, пожалуй, ни одного музея, где не велась бы работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Отношение музея к детской аудитории прошло путь от полного игнорирования до перенесения на нее основного внимания. Именно для этой аудитории стали, прежде всего создаваться экспериментальные программы, типа «Предметный мир культуры», «Музей и культура» (МИРОС, Москва) или «Здравствуй, музей» (Русский музей, Санкт-Петербург). Детская аудитория стала своеобразным стимулом для переоценки сложившихся представлений о сущности образовательной деятельности музея, о способах общения с ней. Она открывала пространство для эксперимента и творчества — поиска новых форм и методик. Поэтому можно утверждать, что музей очень многим обязан ребенку.

    Что же в результате этого приобретают наши дети?  Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого им. Созерцая произведения изобразительного искусства, слушая живую музыку, становясь героем в театрализованном представлении, окунаясь в древние эпохи посредством костюмированных персонажей, общаясь с умными, способными, увлечёнными своим делом, эстетически развитыми  людьми, ребёнок становится более наблюдательным и отзывчивым, учиться сопереживать. Ребёнок развивается психически, эстетически, познаёт себя и действительность.

    Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше мы педагоги заложим этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы его духовных потребностей.

    Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Радость познания и удовольствие от рассматривания — это, по существу, явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета. Итак, способность к зрительному переживанию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых.

    Возрастной период 5-7 лет является особенно сензитивным для    развития чувственного восприятия, эмпатии и творческого воображения. К сожалению, в массовую школу, а тем более в дошкольное учреждение ещё не пришло глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По-прежнему задачи эстетического воспитания решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, литература — без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира как целостной картины и особенностей его отражения в искусстве. Сотрудникам  Таганрогского художественного музея, удалось соединить все виды в искусстве воедино.

    Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от педагогической компетентности педагогов нашего ДОУ, в которую входит:

— повышение профессионального и культурного уровня педагогов (самообразование);

— приобретение теоретических и практических навыков в освоении музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа (консультации, подбор литературы, педсовет «Искусство как культурная ценность в художественно — эстетическом образовании детей»);

— педагогическое взаимодействие и взаимное консультирование педагогов музея и ДОУ (круглый стол с участием музейных работников, экскурсии педагогов в музей).

   Эффективность музейного воздействия в значительной степени зависит от предварительной подготовки ребёнка к встрече с музеем, а также от умения закрепить усвоенный и прочувствованный в музее материал, в конечном итоге, от мастерства и уровня музейного педагога и воспитателя. Но, мы педагоги понимаем, что вопросы художественно — эстетическом воспитания ребёнка решаются эффективнее, если в этом процессе участвует и  семья. Родители, заинтересованные в том, чтобы их ребёнок стал личностью умной, общительной, способной творить, занимают в нашем детском саду активную позицию: посещают вместе с нами занятия в Таганрогском художественном музее, являются участниками совместных выставок. Дети испытывают удовлетворение и удовольствие от совместного с родителями творчества, наполняя свою душу добром, любовью, приобретают уверенность в себе.

   Система подготовки дошкольников к посещению музеев ориентированна на целенаправленное приобщение их к музею. Речь идёт об отказе от эпизодической экскурсии в пользу форм предполагающих длительные контакты. Курс занятий рассчитан на 2 года. Все занятия делаться на два блока: художественно-музыкальный «Содружество муз» и познавательно-игровой «Мы входим в мир прекрасного».

     На основе анализа особенностей восприятия детей 5-7 лет  и личностно — ориентированного подхода были разработаны 3 ступени погружения детей в музейное пространство, а также темы и формы занятий, содержание которых доступно для постепенного и систематического формирования художественно — эстетического восприятия, что служит основой для дальнейшего усложнения и конкретизации:

информирование — это первая ступень освоения музейной информации, т. е. первичное получение сведений о музее («Все музы будут в гости к нам» — знакомство с разными видами искусства: живописью, скульптурой, музыкой, театром, вокальным исполнением).

обучение — вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации:

— «Некотором царстве…»(тема сказки в музыке и устном народном творчестве, творчество В.М. Васнецова)    «Мифологический жанр в изобразительном культуре»          «А.П.Чехов — детям».   

— «Времена года»        «Художники анималисты»       «Красота натюрморта»        «Его величество портрет»       «Бытовой жанр в живописи»          «Интерьер в зеркале живописи»          «Мир глазами иконописца»          «Ожившая скульптура».

-«Волшебство рождественской ночи»    «Сударыня масленица»         «Навечно в памяти народной»

развитие творческих начал — третья ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности ребёнка.

    Занятия в Таганрогском художественном музее построены с учетом возрастной психологии дошкольников: конкретного образного мышления, непосредственностью восприятия, что является основным  при формировании музейной культуры  у этой возрастной категории. В работе с детьми используются сюжетные игры, беседы, мультимедийное представление, самостоятельная поисковая деятельность по памяти, театрализация и др.

       Неспособность старших дошкольников к длительному статическому напряжению, неустойчивость их внимания, потребность в движении и действии делают необходимыми в организации их восприятия и взаимодействия с музейным предметом следующие методы и приемы:

–  равноправный ценностный диалог, в котором ребенок «переживает ценности», близкие его малому личностному опыту;

 –  «интерактивность по представлению» при помощи сенсорных возбудителей;

–  введение персонажа-проводника, роль которого исполняет кукла или ведущий занятие педагог, выступающий в соответствующем образе;

–  использование символического атрибута и предмета-заместителя, концентрирующего восприятие детей на определенном этапе занятия;

-обращение к «художественному слову»;

— «живая» музыка;

— участие в театрализации.

    Особенность данных занятий заключается в следующем: воспитатель ДОУ подготавливает и настраивает ребенка на эстетическое восприятие. Музейный педагог  организовывает условия для этого процесса, облегчает, активизирует, продвигает его, служит для детей проводником в чувственном и духовном освоении мира искусства. Стимулируя восприятие художественного образа, он способствует выявлению у детей их творческого ресурса. Одновременно, работая на зоны  ближайшего развития дошкольника, музейный педагог запускает «игровой механизм» диалога с образом. Его партнером в  творческом педагогическом руководстве становится воспитатель детского сада. В пространстве музея в этом  тандеме ведущая роль принадлежит музейному педагогу-искусствоведу, обладающему необходимыми знаниями, опытом и свободно ориентирующемуся в пространстве музея. Таким образом, рамки метода диалога в музейной игре расширяются за счет введения новой коммуникации: между педагогами, ведущими и  активно участвующими в занятие, между самими дошкольниками.

    Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в  Таганрогском художественном музее впечатлений и знаний является творческая работа — самый естественный для детей способ освоения информации.  У нас стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в детском саду продуктивной деятельностью,  где дети могут, разрисовать старинную  тарелочку, смастерить «настоящий» шлем римского воина, разыграть спектакль, сочинить и зарисовать сказку по картинам Васнецова и пр. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками.