Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с коррекционными нарушениями речи «В гости к деревьям»

Категория: Консультация для педагогов ДОУ

Автор: Чиркова Татьяна Александровна, воспитатель,  МБДОУ Детский сад № 40 Кемеровская область,  г. Осинники                               

 

Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); уметь объяснить какую ценность преподносит дереву подарок, развивать познавательный интерес к живой природе, воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
        Материалы и оборудование: Письма по форме листьев деревьев детям от хозяина тропы Боровичка. Возле деревьев лейки или ведерки с водой, лопатки.

Ход занятия:
 Ребята! Сегодня хозяин тропинки — старичок-Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:                      
Дорогие мои маленькие друзья! 
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого ваш ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах, а письма — на деревьях: каштане, березе. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. А, я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.
                                                                   Ваш любимый старичок-Боровичок

 Старичок Боровичок, сказал, что деревья на его тропинке волшебные и будут с вами разговаривать.
 Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет каштан? Давайте поищем на ее ветках письмо.
Письмо каштана:
-Я, большой старый каштан, очень рад вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола). 
-Смотрите, какой я большой! –Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). — Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка! 
А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? 

Дети: — Корни
— А для чего мне еще мои корни-ноги нужны?
Дети:  Чтобы брать из земли воду, «пищу». 
— А какие бывают корни?
Дети:- Мочковатые, стержневые. 
—  Полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу каштана.) 

-Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая?
Дети: — Шершавая.
—  Мокрая или сухая? 
Дети: — Сухая. 

-Теплая или прохладная?
Дети: — Прохладная.
-А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) 
-А почему шевелятся мои листочки?
Дети: — Это их шевелит ветерок. 
—  Ребятки, а сегодня сильный ветер или слабый, как определить?

Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили каштану подарки, давайте их вручим.
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значение. 
Дети: Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя,
Дети: Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя,
Дети: Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и из них вырастет много-много твоих деток. 
Физминутка. «Деревья»
Воспитатель: А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. (Вздыхает.) Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и отправиться в путь.
Игра: «Чьи детки с ветки?» (Дети называют листья и подставляют к картинке- дереву.) (Березовый – к березе, кленовый – к клену, дубовый – к дубу, ивовый –к иве, тополиный – к тополю)
-У меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе песни и стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня! (Дети читают наизусть отрывок из стихотворения С.Есенина «Белая береза.»
Воспитатель: Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть нами доволен. Но где же он? 
Из-за дерева появляется Боровичок и проводит игру.
Боровичок: Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное
Боровичок: Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кустарнику)
-Ну-ка, букашки, выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении.)
-А сейчас я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают насекомых, паучков и т.п.) — Пожалуйста, обращайтесь с ними поаккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем царстве-государстве лесном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.
(После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, отряхнув осторожно ткань.)
Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось? (Выслушивает ответы детей.) А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте! 
Итог занятия

Дети ищут дерево и идут в группу с угощением.