Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»

 

Подготовила:

воспитатель I категории

Сошникова Анна Владимировна

МОУ «Детский сад №366 Волгограда Дзержинского района»

 

 

 «Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон

Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.

При этом решаются такие задачи как:

— умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира;

— развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств / эталонов, символов, условных заменителей, моделей /;

— включение в мыслительную деятельность моделирующих и преобразующих действий;

— поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

— развитие умения совместной деятельности не только между ребенком и взрослым, но и между детьми.

Организация идет по трем направлениям:

— живая природа / многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, характерные особенности в различных климатических условиях /;

— неживая природа / воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др. / ;

— человек / функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов /.

 Какова же роль семьи в развитии поисково– исследовательской деятельности ребенка?

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Всё воспитание и обучение детей я  строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное — это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты.

Главными    задачами    во    взаимодействии    с    родителями    считаю:

—  во-первых,   установить   партнёрские    отношения    с    семьёй    каждого воспитанника  и   объединить  усилия   для  развития   и   воспитания   детей;

—  во-вторых, создать    атмосферу    общности          интересов;

— в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, учу родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители являются помощниками в любом деле. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетического развития.

Мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Следуя  мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.

 

Вот некоторые  советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты.

Итак, какие же советы:

— не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;

— никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;

— нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность;

— нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей  неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.

Хочется отметить, что многие родители сами не  понимают, что такое поисково – исследовательская деятельность.

Поэтому дети получали задания на работу с родителями дома. Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.

Они  описали свои исследования и предоставили фотоотчеты.

  • Был проведенопыт с фасолью. При предварительном проращивании семена фасоли, высаженные в грунт, быстрее всходят и образуют более сильные корни и побеги, чем при посадке сухих зёрен.
  • Огнеупорный шарик

Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.

 Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

  • Карандаши .

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

  • Плавающее яйцо.

Понадобится: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт: Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

  • Танцующая монетка

Нужны: Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.

Опыт: Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.

Объяснение: Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.

  • Волшебный стакан

Налейте воду в стакан, обязательно до самого края. Накройте листом плотной бумаги и  аккуратно придерживая его, очень быстро переверните стакан кверху дном. На всякий  случай, проделывайте все это над тазом или в ванной. Теперь уберите ладонь… Фокус! Вода по-прежнему остается в

стакане! Как так? Дело в давлении  атмосферного воздуха. Давление воздуха на бумагу снаружи больше  давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить

воду из емкости.

2.Также нами была проведена работа по направлению человек / функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов /.

Был проведен внутригрупповой конкурс «Как мы провели лето». Рассматривались темы для совместного творчества родителей с детьми.

  • «Наблюдаем за живой и неживой природой»
  • «Учимся замечать прекрасное в природе»
  • «Бал цветов»
  • «Витамины на грядке»
  • «Узоры на мокром песке. Песочные фигуры »
  • «В гости к маленьким друзьям»
  • «Подводный мир»
  • «Волшебный мир книг»
  • «Наш урожай»
  • «Эксперименты и исследования»
  • «Мы любим путешествовать».

Практической частью этого конкурса стало создание альбома с отчетами «Как мы провели лето».

 Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.

                    

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ».

(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).

*Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

*Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

*Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

*Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

*Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

*Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

*Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

*Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

*С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

 

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

  • В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов,

развивать наблюдательность.

  • Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия

и смелее экспериментировать.

  • Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

Подобная ситуация развивает наблюдательность,

умения планировать и рассчитывать свои силы.

  • Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

Это поможет воспитать бережное отношение к природе

и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

  • Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения,

фантазировать, аргументировать свою точку зрения.