Маркова Аниса Мунировна, педагог- психолог МАДОУ ЦРР — детский сад №1 г. Губахи.
Все согласятся с тем, что у каждого ребенка есть качества и свойства, которые отличают его от других, помогают сохранить ему свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, что невозможно вследствие врожденности темперамента, а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.
Можно ли спорить о том, кем лучше быть: холериком или меланхоликом? Представьте, что у вас неприятности. К какому человеку вы обратитесь: чувствительному, впечатлительному, эмоциональному или невозмутимому человеку со «стальными нервами»? Полководец Суворов был типичным холериком. Полной противоположностью ему был Кутузов. Он был флегматиком. Отмечается, что среди меланхоликов нет полководцев, зато много прозаиков и поэтов, композиторов и художников, врачей и учителей. Наблюдения за водителями с различными типами темперамента показали, что стиль их работы существенно различается. Замечено, что меланхолики почти не попадают в аварийные ситуации.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Тип темперамента, согласно ученому, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями.
От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:
- «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту холерика);
- «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту сангвиника);
- «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы – соответствует темпераменту флегматика);
- «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы – обусловливает темперамент меланхолик)
Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент слабо меняется в течение жизни. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И это потому что у каждого малыша свой темперамент — врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.
Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.
Если в поведении ребенка наблюдаются такие особенности, как неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, значит, перед нами холерик. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные, азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика: он все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности — средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом — к требованиям, установленным в учреждении.
Для сангвиника характерно жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности — средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Является душой компании и лидером. Легко и быстро усваивает новое, имеет, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Особенность адаптации ребенка-сангвиника к дошкольному учреждению — легкая и быстрая.
Для флегматиков характерны спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, малоэмоциональность, несклонность к риску, миролюбивость ребенка. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, мало эмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности — низкий. Любит спокойные и тихие игры. Предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. У ребенка-флегматика хорошо развита долговременная память, движения не -расторопные, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. К дошкольному учреждению такие дети адаптируются очень долго.
Меланхолику присущи: робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность. Для таких детей характерен высокий уровень тревожности. Они предпочитают тихие, уединенные игры. Они общительны лишь с близкими людьми. Их движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая и неуверенная. К дошкольному учреждению они привыкают с трудом.
Так как же надо вести себя родителям с детьми с различными типами темперамента? Главное — принимать ребенка таким, какой он есть. Но помня о том, что темперамент сравним лишь с гранитом, нужно пытаться отшлифовать его своими методами воспитания, используя их в качестве резца, которым пользуется скульптор. Важно учитывать все минусы и плюсы темперамента дошкольника, пытаться свести минусы к нулю, не подавлять, а управлять любым из типов темперамента ребенка.
Не следует стараться изменить врожденный темперамент дошкольника на более угодный взрослым и превратить, например, холерика в сангвиника, сангвиника — в флегматика и меланхолика или наоборот. Нельзя говорить о минусах ребенка, особенно при посторонних людях, ругать его, постоянно раздражаясь оттого, что он не такой, каким его хотели бы видеть. Не следует пытаться переделывать ребенка, ломать его. Тем самым можно вызвать активное сопротивление или психологический кризис.
В процессе воспитания детей в зависимости от особенностей их темперамента важно учитывать то, что нервная система у дошкольников пластична и, можно завуалировать все недостатки.
Так, при воспитании ребенка-холерика следует замедлить темп «его кружения по жизни», расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки. Направить бьющую ключом энергию дошкольника на нужные, полезные дела, учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо владеть собой, чтобы не вспылить, погашать любую агрессивность.
Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций. Родителям важно помнить, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей. Такого ребенка необходимо учить вежливости. Требовать, чтобы он стал таким, поскольку холерик обычно реагирует лишь на требования родителей.
В процессе воспитания сангвиника следует стремиться вырабатывать устойчивые интересы. Учить терпению, упорству,
тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. При этом родителям необходимо учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм ребенка-сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали, стать источником, как легкомыслия, так и непостоянства.
Если в семье растет маленький флегматик, родителям нужно пытаться сформировать у него любознательность и сделать его инициативным. Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время, чтобы не попасть в цейтнот. При этом важно не раздражаться черепашьим темпам ребенка- флегматика, а ускорять их, применяя игровую деятельность, например, игры наперегонки. Играть с ним в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить дошкольника полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Стараться привить ребенку навыки общения и развивать его коммуникабельность. Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение. Следить за тем, чтобы он не оставался инертным, вялым, иначе эти качества могут превратиться в леность.
От меланхолика не надо требовать того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность. Родителям следует поддерживать его, одобрять, быть с ним ласковее и мягче. Необходимо нацеливать ребенка на выполнение лишь посильных заданий и помогать во время справляться с ними. Учить преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе. Поддерживать его самостоятельность. Важно воспитывать в ребенке-меланхолике инициативность, общительность, доверчивость и смелость. Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха. Ни в коем случае, даже из благих побуждений, нельзя запугивать его. Родители должны стараться в разных ситуациях вызывать у ребенка больше положительных эмоций. Важно учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность дошкольника — кривое зеркало всех педагогических воздействий и может исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, надо применять тактику жонглера.
Ознакомившись с разными типами темперамента, окружающие ребенка взрослые смогут разобраться в природных качествах его личности. А это, в свою очередь, многое объяснит в поведении дошкольника, даст им возможность правильно его направить, рассчитать учебную нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, т. е. найти к нему индивидуальный подход.
Использованная литература
Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. – М.: Сфера. 2002.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2000.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. Сфера, 2002
- «Участие родителей в детсадовской жизни!!!» (50%)
- Консультация для родителей старшей группы «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» (50%)
- Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (50%)
- Сценарий «Ангарские защитники Отечества» для старшей группы (50%)
- Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?» (50%)
- «Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников» (RANDOM - 50%)