Консультация на тему «Воспитание детей  с разным типом темперамента»

Маркова Аниса Мунировна, педагог- психолог  МАДОУ ЦРР — детский сад №1 г. Губахи.

 

Все согласятся  с тем, что  у каждого ребенка есть качества и свойства, которые отличают его от других, помогают сохранить ему свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент опре­деляет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружа­ющую жизнь. Зная эти особенности, родители смогут лучше по­нять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.

Темперамент – это те врожденные особенности чело­века, которые обусловливают динамические характеристи­ки интенсивности и скорости реагирования, степени эмо­циональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, что невозмож­но вследствие врожденности темперамента, а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрица­тельных граней.
Можно  ли спорить  о том, кем лучше быть: холериком или меланхоликом?  Представьте, что у вас неприятности. К какому человеку вы  обратитесь: чувствительному, впечатлительному, эмоциональному или невозмутимому человеку со «стальными нервами»?    Полководец Суворов  был типичным  холериком. Полной противоположностью ему был Кутузов. Он был флегматиком.  Отмечается,  что среди меланхоликов  нет полководцев, зато много прозаиков и поэтов, композиторов  и художников, врачей и учителей. Наблюдения за водителями с различными типами темперамента показали, что стиль  их работы существенно  различается.  Замечено, что меланхолики почти не попадают в аварийные  ситуации.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические осно­вы темперамента, обратив внимание на зависимость тем­перамента от типа нервной системы. Тип темперамента, согласно ученому,  обусловлен свойствами нервных процес­сов возбуждения и торможения, их различными сочета­ниями.

От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

  1. «безудержный» (сильный, подвиж­ный, неуравновешенный тип нервной системы соот­ветствует темпераменту холерика);
  2. «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы – соответствует темпе­раменту сангвиника);
  3. «спокойный» (сильный, уравнове­шенный, инертный тип нервной системы – соответствует темпераменту флегматика);
  4. «слабый» (слабый, неуравновешенный, ма­лоподвижный тип нервной системы – обусловливает темперамент меланхо­лик)

Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент слабо меняется в течение жизни. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных об­стоятельств нервные процессы могут ослабеть или уси­литься, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно воз­буждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвиж­ность нервных процессов). Среди пожилых людей, наобо­рот, много флегматиков и меланхоликов.

Говоря о темпера­менте, как правило, подразумевают взрос­лого человека. Однако проявления, ха­рактерные для того или иного типа темперамен­та, можно наблюдать и у дошкольников. С рож­дения дети отличаются друг от друга своим по­ведением. И  это пото­му что у каждого малы­ша свой темперамент — врожденные свойства нерв­ной системы, которые достаточно четко проявляют­ся в возрасте 5-6 лет.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типа­ми, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся под­робнее на основных свойствах темпераментов детей.

  Если в поведении  ребенка наблюдаются такие особенности, как неугомон­ность, бесстрашие, рискованность,  настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость,  значит, перед нами холерик.  Такой ребенок бурно проявля­ет эмоции, любит шумные, азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенно­сти познавательной деятельности ребенка-холерика:   он все схватывает на лету и так же быстро забывает. Пред­почитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь бы­страя, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревож­ности — средний. Очень легко приспо­сабливается к новой обстановке дет­ского сада, но с трудом — к требова­ниям, установленным в учреждении.

    Для сангвиника характерно жиз­нелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, де­ловитость, общительность. Уровень тревожности — средний. Такой ребе­нок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Является душой компании  и лидером. Легко и быстро усваивает новое, имеет, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жеста­ми. Особенность адаптации ребенка-сангвиника к до­школьному учреждению — легкая и быстрая.

   Для флегматиков   характерны    спо­койствие, медлительность, неторопливость, нерас­торопность,  малоэмо­циональность, несклонность  к риску, миролюбивость ребенка. Такой ребенок не проявляет бурных ре­акций на окружающее, мало эмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности — низкий. Любит спокойные и ти­хие игры. Предпочитает одиночество. Неавто­ритетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. У ребенка-флегматика хорошо развита долговременная память, движения не -расторопные, неторопливые, солидные. Речь медлен­ная, невыразительная, без жестов и мимики. К дошкольному учреждению такие дети адап­тируются очень долго.

  Меланхолику присущи:  робость,  застенчивость, нерешительность,  мнительность, тре­вожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность. Для таких детей характерен высокий уровень тревожности. Они предпочитают тихие, уединенные  игры. Они общительны  лишь с близкими людьми. Их движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая и неуверенная. К дошкольному учреж­дению они привыкают  с трудом.

 Так как же надо вести себя родителям с детьми с различными типами темперамента? Главное — прини­мать ребенка таким, какой он есть. Но помня о том, что темперамент сравним лишь с гранитом, нужно пы­таться отшлифовать его своими методами воспитания, используя их в качестве резца, которым пользу­ется скульптор. Важно учитывать все минусы и плю­сы темперамента дошкольника, пытаться свести ми­нусы к нулю, не подавлять, а управлять любым из ти­пов темперамента ребенка.

Не следует стараться изменить врожденный тем­перамент дошкольника на более угодный взрослым и превратить, например, холерика в сангвиника, санг­виника — в флегматика и меланхолика или наоборот. Нельзя говорить о минусах ребенка, особенно при по­сторонних людях, ругать его, постоянно раздражаясь оттого, что он не такой, каким его хотели бы видеть. Не следует пытаться переделывать ребенка, ломать его. Тем самым можно вызвать активное сопротив­ление или психологический кризис.

В процессе воспитания детей в зависимости от осо­бенностей их темперамента важно учитывать то, что нервная система у дошкольников пластична и, можно завуалировать все недостатки.

Так, при воспитании ребенка-холерика следует за­медлить темп «его кружения по жизни», расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные оста­новки. Направить бьющую ключом энергию дошколь­ника на нужные, полезные дела, учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Воспи­тывать настойчивость и сдержанность, как надо вла­деть собой, чтобы не вспылить, погашать любую агрес­сивность.

Необходимо подбирать игры, которые укрепля­ют процессы торможения и не приводят к перевоз­буждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций. Родителям важно помнить, что не­посредственность холерика нередко выливается в бестактность и заде­вает самолюбие людей. Такого ре­бенка необходимо учить вежливо­сти. Требовать, чтобы он стал та­ким, поскольку холерик обычно реагирует лишь на требования родителей.

В процессе воспитания санг­виника следует стремиться вы­рабатывать устойчивые инте­ресы. Учить терпению, упорству,

тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Искоренять небреж­ность и поверхностность при выполнении заданий. При этом родителям необходимо учитывать, что жиз­нерадостность, общительность и оптимизм ребенка-сангвиника способны обернуться оборотной сторо­ной медали, стать источником, как легкомыслия, так и непостоянства.

Если в семье растет маленький флегматик, роди­телям нужно пытаться сформировать у него любо­знательность и сделать его инициативным. Учить, как правильно переключать внимание при выполне­нии различных поручений и как рационально распре­делить время, чтобы не попасть в цейтнот. При этом важно не раздражаться черепашьим темпам ребенка- флегматика, а ускорять их, применяя игровую дея­тельность, например, игры наперегонки. Играть с ним в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить дошкольника полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Стараться привить ребенку навыки общения и развивать его коммуникабельность. Любыми спосо­бами пробуждать сообразительность и воображение. Следить за тем, чтобы он не оставался инертным, вя­лым, иначе эти качества могут превратиться в леность.

От меланхолика не надо требовать того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятель­ность. Родителям следует поддерживать его, одобрять, быть с ним ласковее и мягче. Необходимо нацели­вать ребенка на выполнение лишь посильных заданий и помогать во время справляться с ними. Учить преодолевать застенчивость и робость, искореняя не­уверенность в себе. Поддерживать его самостоятель­ность. Важно воспитывать в ребенке-меланхолике ини­циативность, общительность, доверчивость и смелость. Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха. Ни в коем случае, даже из благих побуждений, нельзя запугивать его. Родители должны стараться в разных ситуациях вызывать у ребенка больше положитель­ных эмоций. Важно учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность дошкольника — кривое зеркало всех педагогических воздействий и мо­жет исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, надо применять тактику жонглера. 

Ознакомившись с разными типами темперамента, окружающие ребенка взрослые смогут разобраться в природных качествах его личности. А это, в свою оче­редь, многое объяснит в поведении дошкольника, даст им возможность правильно его направить, рассчитать учебную нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, т. е. найти к нему индивидуальный подход.

 

Использованная  литература

Батаршев А.В. Темперамент  и свойства  высшей нервной деятельности. – М.: Сфера. 2002.

Резапкина Г.В.  Я и моя профессия.  – М.: Генезис, 2000.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. Сфера, 2002