«Методы работы   с детьми раннего возраста посредством использования технологии проектирования»

Дёмина Екатерина Петровна, воспитатель, МДОУ ЦРР №2 «Радуга Детства» г. Богданович.

 

Ранний возраст– особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни.

Чтобы ребенок был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.

Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально-психологической зрелости.

В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша.

Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста.

Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения.

Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста является технология проектирования.

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

Использование проектных технологий помогает активизировать психические процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий.

Теперь поподробнее рассмотрим проект «Птицы зимой» реализованный в моей возрастной группе.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах нашего края. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы зимой».

Это позволит расширить и углубить знания детей о зимующих птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
         В ходе проекта «Птицы зимой» дети познакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научатся заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой.
Состав участников: дети младшей группы №3, родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации проекта: 4 недели.
Охватываемые образовательные области: Познавательно – речевое, социально – коммуникативная, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах нашего края, их образе жизни.

Задачи:

  1. Пополнить предметно — развивающую среду по теме проекта.
  2. Развивать элементарные представления о зимующих птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);
  3. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;
  4. Формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности
  5. Расширять и активизировать речь и словарь детей по теме «Зимние птицы».
  6. Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, поделок).

Проект составлен из трех этапов:

I этап — подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах зимой;
  • Совместное творчество детей и родителей.

III этап – заключительный

  • Оформление результата проекта в виде презентации;
  • Оформление творческих работ детей
  • Награждение детей и родителей грамотами.

Реализация проекта на протяжении 4х недель былпроведен с детьми и родителями в очень интересной и разнообразной форме:

Родителям 1 раз в неделю были предложены Домашние задания (которые они выполняли совместно с детьми):

  • Рекомендации на совместные прогулки; Совместно с детьми сделать кормушку; Заучивание стихотворений о зимующих птицах Грудановой Е. «Снегирь», «Синица»;
  • Рассмотреть птиц, зимующих на иллюстрациях в книгах и журналах, раскрасить птиц в книжках-раскрасках; Участие совместно с детьми в выставке творческих работ (поделка из подручных материалов) на данную тему «Птицы зимой»
  • Консультация для родителей «Птицы наши друзья»

С детьми играли в Дидактические, настольно-печатные игры «Назови птицу», «Времена года», «Угадай по голосу», Разрезные картинки,«Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Закончи предложение», «Ласковые слова». «Подвижные игры» «Кот и воробьи», «Собачка и воробьи», «Воронята», «Воробушки и автомобиль», «Птицы и автомобиль», «Собачка и воробьи», «Воробушки и автомобиль», «Снегири».

Проводились беседы «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?». «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». Чтение художественной литературы, стихов: Н. Грибачевой “Ну, морозы, ну, морозы!”, М. Горького “Воробьишко”. А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Авдеенко «Воробей», Е. Чарушин «Яшка», М. Пришвин «Дятел».

Слушание аудиозаписи: «Голоса птиц», «Воробей храбрый», «Пение птиц» (в течение всего периода).Рассматривали иллюстрации, картинки, книжки по данной теме.

 1 раз в неделю проводили с детьми НОД. «Зимующие птицы». Аппликация «Снегирь», рисование пальчиками «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» рисование карандашами «В гостях у воробушек».

На прогулке наблюдали за прилетающими птицами, подкармливали их вкусняшками.

Результат проектной деятельности: Выставка поделок из подручных материалов, творческие работы детей. Размещение кормушек на территории детского сада. Награждение родителей и детей«Благодарственными письмами» за активное участие в выставке творческих работ.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Дети расширили свой словарный запас.

Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, дидактическими, подвижными играми.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.