Риде Юлия Андреевна, воспитатель первой категории, город Сыктывкар, МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида города Сыктывкара».
Цель: формирование представлений детей об органах чувств (глаза рот, нос, ухо); дать знания об их роли в организме и том, как их беречь.
Программное содержание:
- учить называть органы чувств (нос, глаза, рот, уши); рассказывать об их роли в организме;
- тренировать навыки правильного носового дыхания, ритмичного выдоха;
- развивать речь, память, внимание, воображение;
- воспитывать доброжелательное и чуткое отношении к друг другу и к окружающим.
Материал к занятию:
- 1 воздушный шарик;
- картинки на четырех столах (нос, рот, ухо, глаз);
- изображение органов чувств, с двусторонним скотчем на обратной стороне: нос, рот, глаза, уши;
- две баночки с крышками с отверстиями в них (для лука и апельсина);
- кусочки сладкого яблока, соленого огурца, кислого лимона;
- водный стол (или стаканчики) и пластиковые трубочки по количеству детей;
- магнитная доска для размещения картинок;
- заготовки для аппликации: листы формата А4 с изображением шарика, заготовки носа, ушей, глаз, рта (по количеству детей), кисти, клей, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель (В): — Ребята, подойдите ко мне. Сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся. Дети выполняют.
В: — Что означает слово «здравствуйте»? Ответы детей.
В: — Правильно. Когда мы здороваемся, мы желаем кому-то здоровья. А что значит быть здоровым? Ответы детей.
В: — Молодцы, вы сказали, что если у человека ничего не болит, то у него хорошее настроение, он улыбается. Я желаю вам здоровья. Для того чтобы нам всё вокруг видеть, слышать и понимать у каждого из нас есть помощники. Хотите узнать, что это за помощники? (Да!) Тогда предлагаю Вам отправиться в путешествие на воздушном шаре! Согласны? (Да!). Но сначала нам надо его надуть!
Игра «Надуем шар». Дети стоят в кругу, плотно друг к другу, держась за руки. Расходятся медленно в стороны, произнося звук фу-у-у-у-у-у.
В: — Лопнул шарик. Слишком большой надули. Дети произносят звук пш-ш-ш-ш-ш-ш. дети идут в центр круга – шар сдувается. Со второго раза шар надули,
В: — Мы надули шар большой!
Не простой шар, а воздушный.
Путешествовать любил он,
Нас с собою пригласил.
Дети дуют на шар, он «летит» к первому столу с картинкой носа.
В: — Что это? Ответы детей.
В: — Есть прямые носики,
Есть носики – курносики.
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Беседа по вопросам:
В: -А у вас есть нос? Покажите его.
В: — Зачем нужен нос? (Чтобы дышать, через нос идет воздух в легкие человека)
В: — Я предлагаю вам подышать носом (Всем носом, а потом по очереди каждой ноздрей.)
В: — Нос нужен, чтобы не только дышать, но и различать запахи. Предлагаю Вам понюхать и определить, что в баночках (лук и апельсин).
В: — Разные это запахи или одинаковые? (Разные)
В: — Вот видите, ребята, оказывается без носа нам не прожить.
В: — Как же нос надо беречь? (Нельзя ковырять в носу пальцем или острыми предметами. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы) (Показ картинки)
Воспитатель и дети дуют на шарик и перемещаются к столу с изображением рта.
Не простой шар, а воздушный
Путешествовать любил
Нас с собою пригласил.
Беседа по вопросам:
В: — Что изображено? Для чего нужен рот? Ответы детей.
В: — Покажите свой рот? (Скажите «а»), постучите зубами.
В: — Для чего нужен рот? (В рот мы кладем пищу, и различаем ее вкус) Перед вами тарелочки с кусочками фруктов и овощей, попробуйте и скажите, что это. И какого она вкуса? (кусочки сладкого яблока, соленого огурца, кислого лимона)
В: — Для чего нужны зубы? (Жевать пищу)
В: — Как надо ухаживать за зубами? (Утром и вечером чистить вот такой зубной щеткой, на которую намазывают зубную пасту)
В: — Зубы будут крепкими и красивыми. Вы чистите дома зубы? — Молодцы!
Воспитатель предлагает подойти к водному столу и взять трубочки.
Игра «Волшебные пузырьки».
Каждый ребенок вдыхает через нос, а выдыхает через трубочку. Все выполняется по показу воспитателя.
В: — Вот какую веселую игру с водой мы провели, благодаря нашим помощникам. Каким? (Рту и носу)
Воспитатель и дети дуют на шар и перемещаются к столу с изображением глаза.
Не простой шар, а воздушный
Путешествовать любил
Нас с собою пригласил.
В: — Что это? (Глаза)
В: — Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у все у нас
На лице есть пара глаз?
Беседа по вопросам:
В: — Для чего нужны глаза? (Чтобы видеть, смотреть на мир)
В: — Где у вас глаза, покажите? Давайте закроем глаза. Что вы видите? (Ничего не видно, темно)
В: — Когда глаза болят, человеку очень плохо, поэтому их надо постоянно беречь.
В: — Ребята, а как надо беречь глаза? (Не сыпаться песком, осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза, не смотреть долго телевизор и компьютер)
В: — Какие это могут быть предметы, которые ранят глаза? (Карандаши, палки, вилки, ножницы и др.)
В: — Посмотрите на эту картинку. Что нельзя делать? (Дети перечисляют)
В: — Что мы делаем каждое утро со своими глазами? (Умываемся водой) А еще, чтобы глазки были здоровыми надо каждый день делать зарядку для глаз:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
В: — Хорошо, ребята. Полетели дальше!
Воспитатель и дети дуют на шар и перемещаются к столу с изображением уха.
Не простой шар, а воздушный
Путешествовать любил
Нас с собою пригласил.
Беседа по вопросам:
В: — Что это?
Ушки, ушки
У зверей на макушке.
А у вас, ребятки,
Покажите, где ушки?
В: — Закройте уши ладошками. Я скажу слово. Услышали или нет? Только крепко – крепко закройте (воспитатель говорит слово «здоровье» шепотом).
В: — Зачем нам нужны уши? (Уши нужны, чтобы слышать окружающие предметы)
В: — Как надо беречь уши? (показ картинки) (Нельзя засовывать в уши острые предметы, нельзя слушать громкую музыку, надо мыть уши по утрам водой с мылом)
В: — А чтобы ушки наши были здоровыми, можно сделать массаж для них:
Взяли ушки за краюшки,
Потянули, пощипали и погладили.
В: — Ребята, вот, сколько помощников есть у нашего тела, назовите их. Ответы детей.
В: — А у шарика есть такие помощники? Ответы детей.
В: — Я предлагаю подарить ему вот таких помощников (воспитатель показывает заготовки из бумаги органов чувств).
Дети и воспитатель приклеивают к шарику глаза, нос, рот, уши.
В: — А теперь я вам предлагаю нашему шарику подарить много шариков-друзей, но друзьям его тоже нужны помощники…Поможем? (дети самостоятельно на нарисованных шариках делают аппликацию – приклеивают уши, нос, глаза и рот).
Вот они над головой
Летят, летят легки
Как будто в группе вспыхнули
Цветные огоньки.
В: — Дома расскажите всем о замечательных помощниках, которые есть у каждого из нас.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Эссе воспитателя «Воспитатель – это звучит гордо» (RANDOM - 50%)