НОД по валеологии во 2-ой младшей группе на тему: «Наши помощники»

Риде Юлия Андреевна, воспитатель первой категории, город Сыктывкар, МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида города Сыктывкара».

 

Цель:  формирование представлений детей об органах чувств (глаза рот, нос, ухо); дать знания об их роли в организме и том, как их беречь.

Программное содержание:

  • учить называть органы чувств (нос, глаза, рот, уши); рассказывать об их роли в организме;
  • тренировать навыки правильного носового дыхания, ритмичного выдоха;
  • развивать речь, память, внимание, воображение;
  • воспитывать доброжелательное и чуткое отношении к друг другу и к окружающим.

Материал к занятию:

  • 1 воздушный шарик;
  • картинки на четырех столах (нос, рот, ухо, глаз);
  • изображение органов чувств, с двусторонним скотчем на обратной стороне: нос, рот, глаза, уши;
  • две баночки с крышками с отверстиями в них (для лука и апельсина);
  • кусочки сладкого яблока, соленого огурца, кислого лимона;
  • водный стол (или стаканчики) и пластиковые трубочки по количеству детей;
  • магнитная доска для размещения картинок;
  • заготовки для аппликации: листы формата А4 с изображением шарика, заготовки носа, ушей, глаз, рта (по количеству детей), кисти, клей, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель (В): — Ребята, подойдите ко мне. Сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся. Дети выполняют.

В: — Что означает слово «здравствуйте»? Ответы детей.

В: — Правильно. Когда мы здороваемся, мы желаем кому-то здоровья. А что значит быть здоровым? Ответы детей.

В: — Молодцы, вы сказали, что если у человека ничего не болит, то у него хорошее настроение, он улыбается. Я желаю вам здоровья. Для того чтобы нам всё вокруг видеть, слышать и понимать у каждого из нас есть помощники. Хотите узнать, что это за помощники? (Да!) Тогда предлагаю Вам отправиться в путешествие на воздушном шаре! Согласны? (Да!). Но сначала нам надо его надуть!

Игра «Надуем шар». Дети стоят в кругу, плотно друг к другу, держась за руки. Расходятся медленно в стороны, произнося звук фу-у-у-у-у-у.

В: — Лопнул шарик. Слишком большой надули.  Дети произносят звук пш-ш-ш-ш-ш-ш. дети идут в центр круга – шар сдувается. Со второго раза шар надули,  

В: — Мы надули шар большой!

Не простой шар, а воздушный.

Путешествовать любил он,

Нас с собою пригласил.

Дети дуют на шар, он «летит» к первому столу с картинкой носа.

В: — Что это? Ответы детей.

В: — Есть прямые носики,

       Есть носики – курносики.

       Очень нужен всякий нос

       Раз уж он к лицу прирос.

Беседа по вопросам:

В: -А у вас есть нос? Покажите его.

В: — Зачем нужен нос? (Чтобы дышать, через нос идет воздух в легкие человека)

В: — Я предлагаю вам подышать носом (Всем носом, а потом по очереди каждой ноздрей.)

В: — Нос нужен, чтобы не только дышать, но и различать запахи. Предлагаю Вам понюхать и определить, что в баночках (лук и апельсин).

В: — Разные это запахи или одинаковые? (Разные)

В: — Вот видите, ребята, оказывается без носа нам не прожить.

В: — Как же нос надо беречь? (Нельзя ковырять в носу пальцем или острыми предметами. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы) (Показ картинки)

Воспитатель и дети дуют на шарик и перемещаются к столу с изображением рта.

Не простой шар, а воздушный

Путешествовать любил

Нас с собою пригласил.

Беседа по вопросам:

В: — Что изображено? Для чего нужен рот? Ответы детей.

В: —  Покажите свой рот? (Скажите «а»), постучите зубами.

В: — Для чего нужен рот? (В рот мы кладем пищу, и различаем ее вкус) Перед вами тарелочки с кусочками фруктов и овощей, попробуйте и скажите, что это. И какого она вкуса? (кусочки сладкого яблока, соленого огурца, кислого лимона)

В: — Для чего нужны зубы? (Жевать пищу)

В: — Как надо ухаживать за зубами? (Утром и вечером чистить вот такой зубной щеткой, на которую намазывают зубную пасту)

В: — Зубы будут крепкими и красивыми. Вы чистите дома зубы? — Молодцы!

Воспитатель предлагает подойти к водному столу и взять трубочки.

Игра «Волшебные пузырьки».

Каждый ребенок вдыхает через нос, а выдыхает через трубочку. Все выполняется по показу воспитателя.

В: — Вот какую веселую игру с водой мы провели, благодаря нашим помощникам. Каким? (Рту и носу)

Воспитатель и дети дуют на шар и перемещаются к столу с изображением глаза.

Не простой шар, а воздушный

Путешествовать любил

Нас с собою пригласил.

В: — Что это? (Глаза)

В: — Разберемся вместе, дети,

      Для чего глаза на свете?

      И зачем у все у нас

      На лице есть пара глаз?

Беседа по вопросам:

В: — Для чего нужны глаза? (Чтобы видеть, смотреть на мир)

В: — Где у вас глаза, покажите? Давайте закроем глаза. Что вы видите? (Ничего не видно, темно)

В: —  Когда глаза болят, человеку очень плохо, поэтому их надо постоянно беречь.

В: — Ребята, а как надо беречь глаза? (Не сыпаться песком, осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза, не смотреть долго телевизор и компьютер)

В: — Какие это могут быть предметы, которые ранят глаза? (Карандаши, палки, вилки, ножницы и др.)

В: —  Посмотрите на эту картинку. Что нельзя делать? (Дети перечисляют)

В: — Что мы делаем каждое утро со своими глазами? (Умываемся водой) А еще, чтобы глазки были здоровыми надо каждый день делать зарядку для глаз:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

В: — Хорошо, ребята. Полетели дальше!

Воспитатель и дети дуют на шар и перемещаются к столу с изображением уха.

Не простой шар, а воздушный

Путешествовать любил

Нас с собою пригласил.

Беседа по вопросам:

В: — Что это?

Ушки, ушки

У зверей на макушке.

А у вас, ребятки,

Покажите, где ушки?

В: — Закройте уши ладошками. Я скажу слово. Услышали или нет? Только крепко – крепко закройте (воспитатель говорит слово «здоровье» шепотом).

В: — Зачем нам нужны уши? (Уши нужны, чтобы слышать окружающие предметы)

В: — Как надо беречь уши? (показ картинки) (Нельзя засовывать в уши острые предметы, нельзя слушать громкую музыку, надо мыть  уши по утрам водой с мылом)

В: — А чтобы ушки наши были здоровыми, можно сделать массаж для них:

Взяли ушки за краюшки,

Потянули, пощипали и погладили.

В: — Ребята, вот, сколько помощников есть у нашего тела, назовите их. Ответы детей.

В: — А у шарика есть такие помощники? Ответы детей.

В: — Я предлагаю подарить ему вот таких помощников (воспитатель показывает заготовки из бумаги органов чувств).

Дети и воспитатель приклеивают к шарику глаза, нос, рот, уши.

В: — А теперь я вам предлагаю нашему шарику подарить много шариков-друзей, но друзьям его тоже нужны помощники…Поможем? (дети самостоятельно на нарисованных шариках делают аппликацию – приклеивают уши, нос, глаза и рот).

Вот они над головой

Летят, летят легки

Как будто в группе вспыхнули

Цветные огоньки. 

В: — Дома расскажите всем о замечательных помощниках, которые есть у каждого из нас.