Конспект занятия по рисованию по теме: «Гжельские узоры»

Пятаченко Анастасия Сергеевна, воспитатель, МКДОУ «Бутурлиновский детский сад №5»

 

Цель: Познакомить детей с гжельской росписью, научить рисовать элементы гжельской росписи.

Задачи:

— Формировать интерес к гжельскому промыслу.

— Учить рисовать гжельские узоры. Развивать мелкую моторику, чувство цвета, формы.

— Воспитывать умение уважать достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.

Оборудование: текст сказки, скульптуры с гжельскими узорами, вырезанные тарелочки, синяя гуашь.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Сказочная гжель»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет гостья, но она к нам придет с игрушками.  А с какими, я сейчас вам загадаю загадку.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно,с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми,синими,

Нежными,красивыми.

(Гжель)

Воспитатель: Молодцы, ребята к нам и правда придет «Девица – гжель».

(Звучит музыка, заходит Девица – гжель).

Девица – гжель: Здравствуйте ребята, я к вам пришла из далёкого – далёкого села Гжель.

Много лет тому назад мастера из этого села стали думать, как им свой край прославить и нашли они в своей сторонушке глину чудесную белую – белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. ( Девица – гжель показывает посуду и игрушки).

Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют, и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

Беседа по сказке.

Девица – гжель: Понравилась вам сказка?

О каком промысле сказка?

Какими узорами мастера украшают свои изделия?

Из чего мастера делают свои изделия?

Воспитатель: А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Физкультминутка «Клумба» (Все становятся в хоровод)

Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли. (Идут по кругу)

Лейки в руки взяли, цветочки поливали. (Имитируют полив)

Цветочки подрастали, бутоны раскрывали (Поднимают руки вверх, раскрыв кулачки)

К клумбе пчелки прилетели, (Бегают, изображая пчелок: «ж-ж-ж»)

На цветочки наши сели. (Приседают)

Девица – гжель: Сегодня мы с вами будем гжельскими мастерами. Я вам всем принесла вот такие белые тарелочки, но их нужно украсить.

Воспитатель: Ребята, сначала нужно рисовать цветок по середине тарелочки, а лепесточки, капельки вокруг цветочка. (Объяснение сопровождается показом рисования).

Выставка работ.

Девица – гжель: Ребята, вы очень постарались, работали как настоящие мастера. Мне у вас понравилось, но мне пора возвращаться домой в село Гжель. До свидания!