Методическая разработка «Опытно-экспериментальная деятельность»

Костенко Ирина Владимировна, воспитатель, МБ ДОУ «Детский сад № 54»

 

 Актуальность.                              

 Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющими явлениями, начинается с первых лет жизни детей. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти эти вопросы. Выдающийся педагог  В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.                                                                                                                                            

Цель: Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

-Создание программы (экологическое воспитание дошкольников через  детское экспериментирование);

-Подбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих создавать интерес, мотивацию к опытно-экспериментальной деятельности у воспитанников;                                                                                                                                                                                                -Формирование умений и навыков по опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников;

-Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

-Формирования у детей любви к родному краю, живой природе;

-Развитие навыков самостоятельного применения полученных знаний, умений и навыков в разнообразной деятельности по познанию окружающего мира.

 Методические рекомендации  использования программы.

 Организацию работы по опытно-экспериментальной деятельности предлагается проводить один раз в неделю, чередуя друг с другом опыты,

экологические проекты, моделирование, проблемные и поисковые ситуации. Все виды опытно-экспериментальной деятельности (опыты, экологические проекты, моделирование, проблемные и поисковые ситуации) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

             Умения, навыки и способности опытно-экспериментальной деятельности, полученные в процессе организованных форм работы, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной (свободной) деятельности детей, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Педагогическая технология опыта

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников», которая способствует и обогащает ребенка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрения ребенка, развития его человеческих, социальных чувств.

        Моя работа направлена на развитие опытно-экспериментальной деятельности детей и решения следующих задач:

   1.формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира  в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. 

      2.развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

       3.расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

        4.поддерживания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

          За основу в своей работе я взяла программу А.И.Ивановой «Живая экология» и технологию З.Ф.Аксеновой-«Войди в природу другом».

Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности, с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих  объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребенку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

            Поэтому основными положениями моей  программы стали:

1.Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения   возникшей у него потребности в знаниях.

2.Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

3.Основные составляющие опытно-экспериментальной деятельности — это выявление проблемы, формирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

4.Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, которой основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличением самостоятельной деятельности  дошкольников.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

       1.Постепенное-в течение учебного года и от возраста к возрасту-    наращивание объема материала: от рассматривания 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

        2.Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем -объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;

         3.Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных впечатлений от объектов и явлений природы многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;

            4.Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности — систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддерживание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.

Методы реализации программы

  • элементарные опыты
  • экологические проекты
  • проблемные и поисковые ситуации
  • моделирование объектов природы

Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемое в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействиями с родителями считаю: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; в-четвертых, формирования у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитания ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Для этого мною был разработан план совместной деятельности родителей с детьми дома.

           Основная важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей.

Для коле -воспитателей была разработаны методические рекомендации   по планированию работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми разного дошкольного возраста, разработана памятка по проведению экспериментов.

Литература.

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
    2. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
    3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
    4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
    5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.