Обухова Анна Александровна
Воспитатель
ДС № 122 «Красное солнышко»,
г.о. Тольятти, Российская Федерация
Аннотация.
В статье рассматриваются приемы развития эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников.
Ключевые слова.
Эмоционально-оценочная лексика, восприятие литературного произведения, речевые игры и упражнения.
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Одним из средств решения речевых задач является эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества.
В трудах таких авторов как П.М. Якобсон [3, с.59], Л.С. Выготский [1, с.76], говориться о том, что вербальные обозначения эмоций являются очень важным для осознания человеком своих эмоциональных переживаний.
В процессе реализации плана — программы развития эмоционально-оценочной лексики воспитанников нашего детского сада мы смогли убедиться, что наибольший эффект достигается при систематическом проведении упражнений и игр на основе литературных произведений.
Отбор литературных произведений для работы по программе происходил во многом на основе тем летней работы с детьми, реализуемой в нашем детском саду, а так же на основе предпочтений детей группы.
Всего было проведено десять тематических дней. Каждый из них условно состоял из следующих частей:
- Восприятие литературного произведения и беседа по его содержанию и отношениям.
- Речевые игры и упражнения.
- Виды детской деятельности, включающие в себя речевую работу по тематике дня.
Кроме того, в рамках реализации нашей программы мы предусмотрели просветительскую работу с родителями и развитие предметно-пространственной среды.
Развивающая работа проводилась в течение пяти недель, летом, в условиях большого количества свободного времени у детей. Мы оформили её в качестве летнего образовательного проекта. Занятия представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенное литературное произведение, которое рассматривается на протяжении занятий, в процессе занятий проводится так же работа по произведению с помощью дидактических игр и упражнений.
Работу по каждой теме мы начинали с чтения художественного произведения, в которой описано как возникают, проявляются и отражаются в поведении эмоции, чувства и нравственные качества. Некоторые наши «занятия» строились на основе тематического метода чтения художественной литературы, предложенного Е. А. Флериной [2, с. 271-323]. Т.е. на одном занятии мы читали нескольких произведений либо по принципу сходства, либо по принципу противоположности ситуаций проявления эмоций, чувств и нравственных качеств. Согласно рекомендациям, большое значение придавалось беседам о прочитанном, ведь ребенок, в отличие от взрослого, имеющего богатый жизненный опыт, не всегда умеет увидеть в книге главное и правильно оценить поведение и чувства героя. Особое внимание мы уделяли вопросам, побуждающим детей к рассуждению о мотивах поведения героев, об их внутреннем мире, переживаниях.
Каждое произведение, предложенное детям насыщенно эмоционально-оценочной лексикой. Например, в сказке «Царевна-лягушка» дети увидели такие слова и выражения: «печалится», «ниже плеч буйну голову повесил», «не горюй», «запечалился». В некоторых темах мы использовали драматизации и инсценировки произведений, что позволяло ребенку стать участником описываемых событий и как бы «изнутри» почувствовать их и соотнести слово со смыслом и ситуацией. Так, мы делали инсценировку произведения «Вовка добрая душа». После этого дети легко и с удовольствием изменяли и подбирали слова в соответствии с игровой ситуацией.
В работу мы включили мимические и пантомимические этюды, которые положительно влияют на формирование представлений о внешних выражениях эмоций, и поэтому глубже понимается значение слов эмоциональной оценки. Например, рассматривая тему: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», мы проигрывали известные этюды на выражение основных эмоций.
В результате проделанной работы, уровень развития эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников значительно повысился. Можно сделать вывод, что рассказы, сказки, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным материалом для содержательной беседы взрослого с ребёнком. А игры и упражнения на основе литературных произведений способствуют развитию эмоционально-оценочной речи старших дошкольников.
Список использованной литературы:
- Выготский, Л. C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]: Вопросы психологии / Л.C. Выготский. 1966.- № 662.-76с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст]/ Е.А. Флерина.- Изд. АПН РСФСР 1961. с.271-323
- Якобсон, С..Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм [Текст]: Психологические проблемы нравственного воспитания детей / С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. — М.: 1977.- с 59.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- НОД в младшей группе «Мамин день» (RANDOM - 50%)