Проект «Моя семья»

МДОУ Детский сад «Солнышко», п. Пушной.

 Информационно-исследовательский проект

 

Краткосрочный: 1 неделя

Проект подготовила воспитатель

подготовительной группы

Мошинская Наталья Анатольевна

 

 

 Проект «Моя семья».

Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.

О. В. Токмакова

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-исследовательский, семейный, индивидуальный.

 Продолжительность: краткосрочный ( 1 неделя)

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители

Актуальность:

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

 

Цель проекта

Способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

  • Развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи.
  • Укреплять семейные ценности и традиции.
  • Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  • Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  • Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  • Укреплять детско–родительские отношения.

 

Результат:

  • Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.
  • Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

 

Реализация проекта:

  1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель привлекает  внимание детей к репродукциям, размещенным на мольбертах (А.Ван Дейк «Семейный портрет»; Я.Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном»; И.Хомутова «Семья»; Ф.Кащеев «Семья», «У колыбели», «Письмо»). Кто изображен на этих картинах?

  1. 2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

   Воспитатель. Как вы думаете: что такое семья? Предлагает детям рассказать о членах своей семьи, назвать родственные отношения, имена и отчества своих родных. Не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, знают не все, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное древо, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”. Так как многие дети испытывают трудности в объяснении родства, они предлагают узнать об этом у своих родителей.

  1. Работа над проектом.

   Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие по изучению своей родословной и разрабатывают его маршрут:

  • Уточнить знания о составе семьи, используя фотографии членов семьи.
  • Узнать как можно больше о каждом члене семьи (фамилии, имена, отчества прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, папы, мамы, тети, дяди, братьев, сестер и др. родственников, дату и место их рождения, где они воспитывались, какое образование получили, где и кем работают, где живут, чем занимаются, их заслуги, награды, увлечения).
  • Узнать о происхождении фамилии.
  • Познакомиться с историей семьи, родословной.
  • Познакомиться с семейными традициями и обычаями, семейными реликвиями.
    Формы работы по реализации проекта:

Образовательная область физическая культура и здоровье:  Подвижные  игры :  «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья…», « Пять имён». Русские народные игры: « Горелки», « Петушок».

Пальчиковая гимнастика: «Десять внучат», «Рисуем человечка»,

 «Этот пальчик большой…»

Физминутки: «Семья», « На опушке дом стоит…»

Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики».

 Практикум для детей и родителей «Всей семьёй на старт»
Эстафета: «Помоги маме разобрать сумки», « Кто быстрее соберёт игрушки».

Образовательная область социализация:

Тематические занятия
«С кем я живу», «Правила домашнего этикета», « Семья. Моя родословная»;
Презентация семейного альбома «Традиции нашей семьи»;
Конкурс «Семейный герб».

Игры: Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Семья (рождение брата или сестры)», «В гости к бабушке», «Моя мама врач (учитель, продавец и т.д.)».

Дидактические игры: «Собери семью вместе», «Портрет», «Моя квартира», «Грязи нет и пыли нет!», «Разложи фото», «На кого я похож», «Как зовут?», лото «Моя семья», «Скажи ласково».

Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г.Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В.Осеевой «Обычная старушка»;

Образовательная область познание:

Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто это такие – родные?»

Занятия: «Моя семья», «Сколько я в слове «семья»?», «Традиции нашей семьи».

Развитие речи: Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья»,  «Как я помогаю дома», «Много у бабушки с нами хлопот», «Мой любимый папочка». Беседа по картине Антониса ванн Дейка «Семейный портрет».

ФЭМП: «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
Конструирование: Создание детских дизайнерских проектов (из бумаги и картона): «Мой дом», «Красивая мебель в моем доме».

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Образовательная область художественное творчество:

Аппликация: «Портрет мамы», выполнение сувениров.

Рисование: «Моя семья», «Мой дом»;

Лепка: «Розы в подарок маме», « Моя семья»;  

Образовательная область коммуникация:

Чтение художественной литературы: чтение и обсуждение рассказов и стихотворений: С.Баруздина «Мамина работа», Р.Гамзатова «Мой дедушка», В. Драгунского «Моя сестренка Ксения», Е.Благининой «Бабушка-забота»;

Чтение и заучивание стихотворений: Я.Акима «Моя родня», Т.Боковой «Папа», Е.Благининой «Посидим в тишине»;

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Образовательная область музыка:

Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику: «Песенка о бабушке» (муз.А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной), «Наша мама» (муз.Ю.Слонова, сл. О.Высотсткой), «Мой папа» (сл.В.Гудимова, муз. О.Девочкиной),  «Хорошо рядом с мамой» (сл. Т.Волгиной, муз. А Филиппенко)

 

 

Работа с родителями:

  1. Семинар-практикум «Как составить свою родословную»;
  2. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для праздников;
  3. Конкурс пословиц и поговорок о семье и семейном воспитании;
  4. Семейные проекты «Генеалогическое древо семьи», «Герб семьи»;
  5. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома»;
  6. Выставка коллективных рисунков детей и родителей на тему «Моя семья».

 

 

Презентация проекта: 

     Совместно с родителями и детьми готовимся к празднику « Семь Я, или история моей семьи», на котором размещаются рисунки детей, стихи, пословицы о семье, изображения генеалогического древа, герба семьи, семейные фотографии.

            

Приложение

 

  1. Конспект совместного — итогового мероприятия «Семь Я , или история моей семьи»;
  2. Физминутки;
  3. Пальчиковая гимнастика;
  4. Пословицы и поговорки о семье;
  5. Стихотворения о семье;
  6. Загадки о семье;
  7. Сюжетно — ролевая игра « Дом. Семья»;
  8. Дидактическая игра « Семья»;
  9. Конспект занятия « Семья. Моя родословная»;
  10. Конспект занятия по развитию речи « Моя семья».

 

Приложение 1

Конспект совместного — итогового мероприятия

«Семь Я, или история моей семьи» 

Зал празднично украшен. На стендах – «Генеалогические древа», эмблемы семей, газеты с семейными фото, пословицы о семье. На стойках выставка детских рисунков. На мольберте – книга «История моей семьи».

 

Воспитатель  (зажигает свечу):       

                                  Леса растут семьей в горах,

                                  Чайки стаями летят,

                                   Рыбы стайками в морях,

                                   Тучи стаей в небесах.

 

 Мальчик:                  Одному жить очень трудно,

                                   Каждому нужна семья,

                                   Плохо мне без мамы с папой,

                                   И маме с папой нужен я.

 

Ведущая:  Всем добрый вечер! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о самом дорогом, что есть у каждого человека – о семье. И поэтому рады приветствовать у нашего большого семейного очага наши семьи и всех гостей (аплодируем, рассматриваем зал).    

Для начала хотелось бы, чтобы присутствующие здесь семьи представились, и поможет нам в этом колокольчик. Пожалуйста…     

Спасибо. Очень приятно. Поприветствуем еще раз друг друга (аплодисменты).

Воспитатель:  А наши ребята знают музыкальное приветствие.

 

Исполняются «Ладушки».

Ведущая:  Дорогие друзья, о каждой семье можно написать целую книгу. Например, вот такую… Полистаем ее страницы?… Итак, первая страница. И здесь наше главное слово. Читайте… СЕМЬЯ. Интересно, каково же происхождение этого слова? 7 – это цифра, Я – это я, человек. Есть мнение, что 7 человек – это папа, мама, их мамы, папы, т. е. 2 бабушки, 2 дедушки и я – ребенок. Получается 7 «Я». А вообще имеется много толкований слова «семья».

         Воспитатель:  А наши ребята тоже могут рассказать всем, что такое семья, они об этом могут спеть песню. Верно, ребята? Тогда выходите, пожалуйста.

Исполняется песня «Что такое семья»

Ведущая:  Каждая семья может рассказать о себе с помощью эмблемы, или герба – символического изображения.

Воспитатель:  Многие наши семьи имеют свои эмблемы, свои гербы. Очень интересная эмблема у семьи ….. Пожалуйста, семья ………., расскажите нам о вашей эмблеме….

 

 

Ведущая:  Дети, а любить свою семью – что это значит? Кто скажет?

Дети:  

             1-й:   Если маму я люблю,

                       Значит маме не грублю,

                       Маме я не возражаю,

                       Потому что уважаю.

 

             2-й:    Вместе с папой мы мужчины,

                        Это – важная причина,

                        Чтобы женщины не знали

                        В жизни горя и печали.

 

             3-й:     Взрослые живут в семье,

                         Чтоб уютно было мне.

                         Жизнь у них ради детей,

                         Нету дел у них важней.

 

             4-й:      Чтоб у мамы и у папы

                          Не болела голова,

                          Послушание, ребята, –

             – наши добрые дела.

 

             5-й:       Послушанием мы старшим

                           Сможем каждый день помочь.

                           Это должен сын запомнить,

                           Знать должна об этом дочь.

 

             6-й:        Если мама запрещает,

                            Ты на маму не сердись,

                            Ведь она добра желает.

                            Запрещает – ты смирись.

 

 

             7-й:         Буду доброте учиться,

                             Буду над собой трудиться,

                             Чтоб характер исправлять,

                             В семье старших уважать.

 

             8-й:          Чтобы мир всегда был в доме,

                              Радость посещала,

                              Чтобы мамина забота

                              Дом не покидала

Воспитатель:  Молодцы, дети. Вы правильно понимаете уважение и любовь к своей семье, к своим родителям. И я думаю, всем вам не терпится подарить им с любовью веселый танец «Оранжевое солнце»

Исполняется танец «Оранжевое солнце».

Ведущая:  Итак, первая страница нашей книги пояснила нам, что СЕМЬЯ – это группа живущих вместе людей – родственников. И сейчас настало время поговорить о другом слове, и мы переворачиваем страницу. Здесь у нас слово РОД.

Воспитатель:  А я предлагаю всем поиграть в игру «Придумай слово!». Нужно придумать слова, в которых было бы слово «РОД». Пожалуйста…(на липкой доске выкладываются названные детьми и взрослыми слова).

Ведущая:  Верно, все эти слова происходят от слова «род». Посмотрите (показывает на генеалогическое древо), род появляется в результате соединения двух семейных ветвей – семьи папы и семьи мамы. Род называется по фамилии мужчины (отца). Мальчики считаются продолжателями рода. А девочки, когда вырастут, становятся невестами и принимают фамилию мужа, переходя в род мужчины.

Воспитатель:  Многие наши семьи составили свои генеалогические древа.  Давайте рассмотрим ваши «корни», вспомните своих близких, родных людей, а может быть, своё «седьмое колено». Пожалуйста, семья ….. выходите, расскажите о  своей родословной.

Ведущая:  Род крепкий тот, в котором дружно живут. А чтобы дружно жилось, надо чаще улыбаться. Все взрослые и дети хорошо знают песню «Улыбка». Ребятки, приглашайте в общий круг своих родителей.

Дети и родители исполняют песню «Улыбка».

Ведущая:  Итак, мы узнали, что род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Что же такое ПОКОЛЕНИЕ? И мы открываем ещё страничку.

Поколение – это люди, которые родились и живут в одно и то же время, т. е. люди примерно одного возраста. Есть люди старшего поколения – это прабабушки и прадедушки. Есть люди среднего поколения – это ваши бабушки и дедушки. Есть молодое поколение – это ваши родители. А вы, ребята, — юное поколение.

Ведущая:  Бывает так, что из поколения в поколение передаются какие-либо семейные РЕЛИКВИИ. И вот, что мы читаем про это слово на следующей странице нашей книги.

РЕЛИКВИЯ – это вещь, которая хранится как память о прошлом и которая является предметом почитания. Это может быть икона, ваза, столовый прибор, ридикюль, вышитая бабушкой подушечка, медаль, старая денежка, игрушка или ещё что-нибудь.

Воспитатель:  Наши семьи составили целую выставку из своих  реликвий. Пожалуйста, семья … , расскажите нам о вашей семейной реликвии.

(Рассказы родителей и детей).

Ведущая:  Ребятки, реликвиями для нас могут быть и старинные игры, в которые играли еще наши бабушки и дедушки – наши предки. А вы знаете какую-нибудь старинную игру? (Ответы детей). Тогда покажите нам ее, выходите играть.

Проводится игра «Барин».

Ведущая:  Листаем нашу книгу дальше. ИМЯ. Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. Все имена происходят из разных языков (греческого, латыни, еврейского, славянского и других). И каждое имя что-либо означает. Знают ли наши ребятки, что означают их имена? Чьё имя в переводе с (…) языка означает (…)?

Проводится игра «Чьё имя?» и рассматривается плакат с именами.

Воспитатель:  А наши родители хорошо помнят, как ждали появления своего ребенка, почему выбрали именно такое имя. Пожалуйста, семья … , расскажите нам об этом.

(Рассказы родителей).

Ведущая:  И вот новая страничка. Здесь мы читаем слово?… ФАМИЛИЯ. Фамилия – это наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. Каждая фамилия имеет свою историю происхождения. Вот здесь, например, нарисована пряха, может быть, ее сына называли – это пряхин сын, отсюда и фамилия пошла …

Воспитатель:  Интересно, а каково же происхождение фамилий у наших семей? Пожалуйста, расскажите нам, кто об этом знает или догадывается сам.

(Рассказы родителей)

Ведущая: На свете есть много знаменитых фамилий, их прославили люди своими подвигами, трудом, достижениями, творческими успехами. Но мы думаем, что каждая семья на свете талантлива по-своему.

Ведущая:  (Закрывает Книгу, на задней обложке которой изображение звездного неба). Это была последняя страница нашей Книги о семье. Хочется поблагодарить всех, кто помог её прочитать. Но почему Книга заканчивается изображением звездного неба? Кажется я догадалась.

Все небесные светила – это одна большая семья.

Солнышко светит днем, как мама, которая никогда не знает отдыха. Всегда она в заботе.

Месяц – на страже ночью. Его можно сравнить с мужчиной в семье, отцом, потому что он не боится темноты.

Звезды – это их дети, которые горят то ярко, то поблекнут, словно те дети которые своим поведением огорчают родителей.

Старые люди говорят, что у каждого человека есть своя звездочка.

Когда рождается человек, на небе зажигается новая звездочка, а когда умирает, звездочка падает с неба.

Пусть, дети, ваши звездочки горят очень долго на небе.

А вы своей любовью к маме, папе, бабушке, дедушке поможете продлить жизнь их звезд на небе. Пусть они горят!

                 Папа и мама – два солнца горячих,

                 Они дарят детям уют и тепло.

                 Папа и мама, вы – судьбы ребячьи.

                 Если вы дома – в доме светло!

Давайте все вместе споем песню «Родительский дом».

Исполняется песня «Родительский дом».

Воспитатель:  Дорогие друзья! Сегодня мы пообщались с нашими семьями, вдумались в знакомые нам слова, вспомнили наших родных. Думается, это так важно, особенно в наше непростое время. И мы желаем всем, всем жить дружно и счастливо.

Ведущая:  Еще раз всем спасибо! И до новых встреч!

 

 

Приложение 2

Физминутки

***

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?

(повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;

(указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка , два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

(загибают поочередно пальцы на руке)

***

На опушке дом стоит

На столбе фонарь висит

В доме том живет семья,

Очень- очень дружная.

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает,

Мама гладью вышивает,

Дочка куколку качает

Чинит дедушка сапог

Вяжет бабушка носок

Вот семья какая

Дружная большая.

 

приложение 3

 

Пальчиковая гимнастика

***

Это — пальчик большой,

Этот сливку поднимает,

Этот все снесет домой,

Ну а самый маленький съест все до одной.

***

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка.

Этот шлепнулся в колодец,

Этот вытащил его,

Этот уложил в кроватку,

А другой укрыл его,

А самый маленький мальчонка разбудил его.

Спи, мой милый, доброй ночи,

Спи и подрастай,

Засыпай, малыш, пораньше

И пораньше встань.

***

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

приложение 4

Пословицы и поговорки о матери и семье.

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка

 

приложение 5

 

Стихотворения о семье

 

Дома
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное-
Домой так и тянет меня.
Агния Барто

***
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
***
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Любили тебя без особых причин
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

***
Папу с мамой берегу
Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
Автор: Олег Бундур

приложение 6

 

Загадки о семье

 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

 

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

 

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

 

 

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая… (мама)

 

 

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты… (маму)

 

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый… (папа)

 

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой… (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая… (сестренка)

 

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

 

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне… (дядя)

 

 

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная… (бабушка)

 

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый… (дед)

                                                                     

приложение 7

 

Сюжетно- ролевая игра

 

«Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки.  Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

 

приложение 8

 

Дидактическая игра «Семья».

 

Игра 1. «Что мы делаем?»

Играют 2-4 чел-ка.

Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки  по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой  карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!

 

Игра 2. «Как мы помогаем родным?».

Играют  2 – 8 человек.

Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются  рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.

Игра 3. «Родство».

Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает  след-й игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.

Игра 4. «Запоминаем имена близких родственников». (для игроков с 4 лет )

Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек .  тому кто назвал:

*имя – дают 1 мал-ю карточку;

*имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;

*имя, отчество и фамилию – 3 карточки.

Если карточек не хватает, можно использовать  любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками.  Победитель  тот, у кого больше всех карточек.

Игра 5. «Лото».

Играть можно от 2 до 8 человек  поделив игровые поля, взрослый будет  водить, а ребенок – закрывать картинки. Ведущий берет карточку, показывает её и спрашивает: «У кого ……?», ребенок отвечает: « У меня» или просто показывает. Он получает свою карточку и накладывает её на изображение. Игра будет закончена, если на игровом поле будут закрыты все картинки.

приложение 9

 

Конспект занятия

на тему «Семья. Моя родословная»                                      

Цель: развитие интереса к истории своей семьи.                               

Задачи:

  • раскрыть понятие «род», «родители», «семья», право детей на воспитание в семье;
  • вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями;
  • воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к ним.                                                       

Материал: схема и заготовка контура генеалогического древа, фланелеграф, семейные фотографии, пирамидки на каждого ребенка.                            

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рисование на тему «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, оформление родителями родословного древа своего ребенка.                               

Методы и приемы: художественное слово, вопросы, объяснение, обращение к опыту ребенка.                                       

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с правом детей жить и воспитываться в родной семье. Семья, близкие люди, родной дом -самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «семья» вот так : семь — я. Как вы думаете, что это значит? Это значит. что вы как бы повторяетесьв родной семье семь раз. Ваша улыбка похожа на мамину, ваша походка напоминает папину,, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка-как у дедушки. В хорошей, дружной семье у каждого свои обязанности и, все помогают друг другу. Приготовьте семейные альбомы, которые вы принесли из дома. Скажите. Кого называют родственниками? Правильно! Родственниками называют близких по родству людей.             

Как вы думаете, что означает слово «Род»?                                       

Да, род – это одна большая семья.                                                      

Кто считается старшим по возрасту членом семьи – бабушка, дедушка или прабабушка и прадедушка?                        

Ответы детей.

Воспитатель: Почему?                                                                     

Ответы детей.                                                                                                    

Воспитатель: Расскажите о своей семье. Назовите членов своей семьи? Кто о вас заботиться в семье?  Какие чувства вы испытываете к своим родным?

Ответы детей

Выставляю стержень от пирамидки, кольца лежат рядом на столе.                                                                                     

Воспитатель: Попробуем представить род человеческий в виде колец. Вызываю ребенка к столу с большой пирамидкой и прошу надеть на стержень пирамидки самое большое кольцо. Объясняю: «Это твои прадедушка и прабабушка» (дети за столами тоже выкладывают пирамидку) – С каким членом семьи мы соотнесем следующее по размеру кольцо?                                          

Дети: Дедушка и бабушка.                                                                

Воспитатель: Какое кольцо следующее, и с каким членом семьи мы его соотнесем?                                                                                                

Дети: Мама и папа                                                                          

Воспитатель: Осталось только одно кольцо-самое маленькое. Как вы думаете, с кем из членов семьи его можно соотнести? Конечно – это дети. Что у нас получилось?                      

Дети: У нас получилась пирамидка.        

                                       

Воспитатель: На чем держится стержень пирамидки?

Ответы детей.                               

Воспитатель: На  самом большом кольце — прабабушке и прадедушке.   Давайте вспомним стихи о бабушке.                           

Читаю стихотворение С.Капутикян «Моя бабушка»

Физкультминутка

 Воспитатель: У многих из вас есть братья и сестры, у ваших пап и мам они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева – которое называется «генеалогическое древо» Прикрепляю к фланелеграфу схему генеалогического древа.                                                            

Воспитатель: У вас на столе лежат такие же схемы и фотографии, которые вы принесли из дома. Давайте составим генеалогическое древо своего рода. Я буду работать со своими фотографиями на фланелеграфе, а вы за столом. Самые старые и пожелтевшие от времени фотографии — прадедушек и прабабушек расположу там, где на схеме обозначены корни дерева.                                                                                                    

                                                                              

Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем роде?

Помогаю детям составить рассказы о семье и родственниках.                                                                   

Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных. Возьмите схему дерева и нарисуйте свое генеалогическое древо  Самостоятельная работа детей.                                                                                              

Итог занятия (Узнаю у детей, что узнали нового, чем интересным занимались на занятии).

Воспитатель: (читаю стихотворение)

Семья.                                                                                 

Семья- это счастье, любовь и удача,                                               

Семья- это летом поездки на дачу.                                                 

Семья- это праздник, семейные даты,                                     

Подарки, покупки, приятные траты.                                            

Семья- это труд, друг о друге забота,                                              

Семья- это много домашней работы.                                              

Семья- это важно!                                                                            

Семья- это сложно!                                                                               

Но счастливо жить одному невозможно!                                      

Всегда будьте вместе,любовь берегите,                                          

Обиды и ссоры подальше гоните.                                                  

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:                                              

КАКАЯ ХОРОШАЯ ВАША СЕМЬЯ

приложение 10

 

Конспект по развитию речи

Тема: «Моя семья»

 Цель:  Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный образ. Закрепить у детей понимание того, что портрет – это изображение конкретного человека или группы людей. Помочь понять главную идею картины: счастье семьи – заботливое, бережное отношение, уважение и любовь родителей к друг другу и к детям. Уточнить и обобщить знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семь; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Оборудование:

  • Силуэт дерева из плотной ткани или картона, прикрепленной к стене или ширме,
  • листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных;
  • Репродукции «Семейный портрет» А. Ван Дейка, Б. Кустодиева « На террасе», Ф.Славянский «Семейная картина;
  • Детские рисунки на тему : «Моя семья»;

Предварительная работа:

  • Рассматривание фотографии и репродукции семейных портретов.
  • Беседа по теме: «Моя семья»;
  • Рисование на тему: «Моя семья»;
  • Разучивание песен.

Активизация словаря:

  • чепчик,
  • кружевной,
  • гофрированный,
  • манжет.

  ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

—  Как вы думаете, что такое семья? ( ответы детей).

— Правильно, семья это близкие люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, относятся друг к другу уважительно. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер.

— У вас у всех есть семья, скажите, кто живет в вашей семье?

— Мамы, папы, бабушки, дедушки есть у всех, мы их очень любим и об этом споем в нашей песне.

ПЕСНЯ  о семье

— Я хочу предложить вашему вниманию портрет фламанского художника Антониса ванн Дейка. Называется портрет «Семейный портрет».

 

— Как вы думайте, почему так назвал художник портрет?

— Правильно, потому, что на ней изображена семья: папа, мама, дочка.

— Давайте рассмотрим этот портрет и подумаем, что хотел рассказать нам художник об этой семье? Какая семья? Какие родители? (семья маленькая состоит из трех человек: мамы, папы и дочки, родители молодые).

— Посмотрите на их лица, глаза, губы, что они выражают? ( серьезность, доброжелательность, внимательность).

— Расскажите о папе, какой он? ( у него продолговатое лицо, рыжеватые волосы, бородка и усы. Руки с длинными изящными пальцами опирается на подлокотник кресла).

Женщина – маленькой девочки – выглядит цветущей. Она удобно сидит на кресле и держит на коленях дочку с куклой в руке.

— Как одеты эти люди? ( очень необычно, красиво).

— Почему они так одеты? ( потому, что картина написана очень давно и люди в то время так одевались).

Наряды осень красивые, с изящными воротниками и манжетами.

— Что такое манжет? ( нижняя част рукава)

— Посмотрите какой воротник у мамы: большой, объёмный. Такой воротник называется гофрированный. У папы воротник белый, прозрачный и тонкий. Этот воротник называется кружевной. И у девочки такой же воротник и чепчик на голове. Перед нами богатая семья, жившая в начале XVII века.

— А можно сказать, что в семье этой царит любовь, мир, дружба и согласие?

— Посмотрите на папу, он немного наклонился вперед, как бы защищает свою жену и дочку, а мама нежно придерживает рукой дочку.

— Этот портрет называется групповым, так как здесь изображено несколько человек, то есть группа.

— Сейчас я предлагаю подойти к мольбертам посмотреть картины и попробовать составить рассказ по ним.

— Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже много веков назад, другие – наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица.

— Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена люди составляли пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним некоторые из них.

  • Золото серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.
  • Дети – цветы жизни.
  • Семья ладом полна.
  • Вся семья вместе и душа на месте.

— Семья бывает крепкая, дружная, трудолюбивая.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На опушке дом стоит …

  — Как вы думаете, все ли семья одинаковые? Чем отличаются? ( есть большие и маленькие семьи. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью).

— Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу. Мы друг друга любим и уважаем.

— Мы похожи на дружную семью?

— Посмотрите, у нас выросло красивое дерево – это дерево наша группа, его веточки – это мы с вами. У меня в корзине лежат листочки с вашими фотографиями. Найдите свою фотографию и разместите листочки на любой веточке дерева.

— Вот и получилась у нас красивое, нарядное дерево – наша с вами семья.