Здоровьесберегающая среда в ДОУ

Московская область, Клинский район, деревня Струбково

МДОУ-Д/С №50 «ЧАЙКА»

Воспитатель: Романова Элла Валериевна

 

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку — к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок — это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесберегающая педагогическая среда — это:

— условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

— рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

— соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

— необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Усилия работников детского сада должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

— медико-профилактические;

— физкультурно-оздоровительные;

— технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

— валеологического просвещения родителей;

— здоровьесберегающие образовательные технологии.

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,

умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

В сообщении речь пойдет об использовании педагогических возможностей образовательных учреждений в решении проблемы, так как при создании необходимых педагогических условий для полноценного физического развития ребенка можно значительно повысить уровень функциональных возможностей организма, изменить показатели физического развития и тем самым смягчить отрицательные факторы среды. Эти цели могут быть достигнуты с помощью решения следующих задач:

— укрепление здоровья детей;

— физическое развитие дошкольников;

— формирование потребностей в двигательной активности;

— профилактика простудных заболеваний, нарушений опорно -двигательного аппарата;

— приобретение навыков правильного дыхания, элементарного массажа;

— формирование основ здорового образа жизни;

— просвещение родителей по оздоровлению дошкольников.

Для решения поставленных задач созданы определенные условия:

— проведение закаливающих процедур в режиме дня;

— занятия по физической культуре, с использованием нестандартного физкультурного оборудования;

— физкультурные занятия с применением нетрадиционных методик;

— использование логоритмических упражнений;

— проведение утренней гимнастики;

— проведение во время НОД: физкультминуток, игровых перемен; динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;

— проведение бодрящей гимнастики после сна;

— релаксация;

— гимнастика пальчиковая, дыхательная;

— проведение для родителей — родительских собраний, всеобуча.

Релаксацию проводят воспитатели, инструктор физического воспитания в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Важно использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательная, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т.д.);

Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5—10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится после дневного сна.

Дополнительно используются методы закаливания:

— умывание холодной водой после дневного сна.

Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 3 раза в неделю в спортивном зале.

Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится после дневного сна.

Работа с родителями включает в себя консультации и беседы по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, а так же совместные мероприятия.

Важно включение в современный педагогический процесс (занятия по физкультуре) специальных занятий по аэробике и нетрадиционных методик, использовать в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций;

Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.