В статье рассматривается структура и содержание представлений умственно отсталых старшеклассников о проблемах окончания школы и взросления. Предлагается использовать данные, направленного на формирование биографических представлений и соответствующих социальных компетенций.
Автор: Бичина Л.И., воспитатель
КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»
В свете современных требований примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) поиск путей и способов достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся этой категории является особенно актуальным.
Коррекционная деятельность направлена на развитие адекватных представлений этой категории воспитанников о собственных возможностях, формирование их готовности к самостоятельной жизни планированию действий, способствующих достижению поставленной цели.
Предполагается достижение таких личностных результатов образования, как «овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире», «способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей».
Однако мой опыт работы свидетельствует о незрелости замысла жизни и представлений УО обучающихся о проблемах взросления, о роли усилий человека в определении своего жизненного пути, об ответственности за жизненный выбор и его последствия, принятия решений и их осуществление. В то время как нормально развивающиеся подростки рассматривают взрослость с позиций необходимости самостоятельного принятия решений, труда и содержания семьи, УО подростки 12 – 15 лет ассоциируют взрослость с «отсутствием запретов и наличием полной свободы, … с внешним обликом взрослого человека», не имеют точных представлений о сроках её наступления, при этом в большинстве считая себя уже взрослыми.
С целью овладения УО обучающимися вышеупомянутыми компетенциями коррекционная практика нуждается в системе формирования представлений о жизненном пути человека и способах организации собственной жизнедеятельности. Уточнение представлений УО обучающихся о событиях и проблемах жизненного пути необходимо для целесообразных требований образования, для осмысления взросления.
Целью в решении данной проблемы и анализ структуры и содержания представлений УО обучающихся подростков – юношеского возраста о проблемах окончания школы, и взросления.
В своей работе использовала вопросы:
— являются ли представления о проблемах окончания школы, взросления, присущие УО обучающимся подростково – юношеского возраста находятся в стадии формирования?
— каково идейное содержание представлений о проблемах окончания школы, взросления присущих данной категории обучающихся?
Используемая методика: на своих занятиях применяю методику М. А. Холодной «Формулировка проблем». Подросткам предлагаю следующие инструкции:
а) Представь, что молодой человек оканчивает школу. Как ты думаешь, какие проблемы при этом могут возникнуть?
б) Представь, что выпускник школы взрослеет. Как ты думаешь какие проблемы при этом могут возникнуть?
В ходе выполнения задания ребятам задавались наводящие или уточняющие вопросы, например: Какие трудности есть у взрослого? Что его волнует, беспокоит? Могут быть проблемы в отношениях?
Результаты:
Рассмотрим проблемы окончания школы. О незнании возможных проблем этого периода высказались 10 старшеклассников из 12.
Перечислю некоторые из них.
1. Проблемы, связанные с поступлением в учреждение среднего профессионального образования.
3.Взаимоотношения с родными, друзьями, товарищами по учёбе.
4.Комплексы и проблемы адаптации, например: (Сложно будет освоиться в этом училище. Там всё чуть – чуть другое)
5.Финансовые проблемы, бедность, долги.
6.Поиск работы, трудоустройство, например: Могут отказать в работе, сказать: «Вы нам не подходите».
7.Проблемы в профессиональном обучении, в прохождении практики.
8.Решение вопроса о получении общего среднего образования.
9. Выбор профессии и рабочей специальности.
10. Встреча с незнакомыми людьми и новыми обстоятельствами, например: Будет что – то незнакомое, с незнакомыми ребятами познакомлюсь. Поменяется всё в моей жизни. Всё резко изменится.
11. Обретение самостоятельности и ответственности. Становишься самостоятельным, сам за себя несёшь ответственность. Если накосячишь, то сам отвечаешь за себя, не школа, не родители.
12. Выбор места жительства, поиск жилья.
13.Проблемы с мотивацией, преодоление лени.
14. Отношение с противоположным полом.
15. Создание семьи.
16. Забота о ребёнке.
Таким образом, УО подростки связывают период окончания школы в основном с переживанием расставания с привычной жизнью и прежними отношениями, аффективными комплексами и проблемами адаптации, получением профессионального образования.
Главный вектор развития в данном возрастном периоде связан с адаптацией в новом мире – мире выбранной профессии и учреждения профессионального образования, мире новых отношений и своих переживаний. Чрезвычайно редки в коллективном представлении проблемы окончания школы, упоминания проблем создания семьи, заботы о ребёнке и своём здоровье.
Итак, в ходе цикла мероприятий выявили следующие проблемы:
В связи со взрослением подростки потеряли актуальность проблемы успеваемости, экзаменационные и выпускные проблемы, проблемы расставания с привычным миром и встречи с незнакомым, проблемы выбора профессии, получения общего среднего образования.
Сохранили актуальность во взрослом периоде следующие проблемы: создание семьи, забота о ребёнке, забота о здоровье, проблемы социальной адаптации, проблемы взаимоотношений, финансовые проблемы, поиск работы, проблемы в профессиональном обучении, работе, обретении самостоятельности, выборе жилья.
Учитывая результаты проделанной работы можно утверждать, что представления УО старшеклассников о проблемах взросления не имеют структурного ядра. Однако исчезновение и появление тех или иных категорий указывает актуальные направления развития представлений о взрослости УО подростков.
Литература
1.Борисова Ю.В. Особенности представления о будущем подростков – сирот с задержкой психического развития и умственной отсталости: дис. …канд. психол. наук. СПб., 2005. 213с.
2.БочароваЕ.Е. Белопольская Н.Л. Возрастная идентификация подростков с нормативным и сниженным интеллектом в ситуации жизненного кризиса \\ Дефектология. 2011.N6. С. 3-9.
Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: учеб. пособие.М., 2015. 304 с.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Консультация для педагогов по теме: «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОУ» (RANDOM - 50%)