Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста

МБДОУ города Иркутска детский сад №97

Составитель: воспитатель I KK

Кукаева Ольга Эдуардовна

kukaewa.olga@yandex.ru

 

Актуальность

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности..

Художественно-эстетическое развитие

-это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Цель: Задачи:

развитие у ребёнка способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

  • развитие эстетического отношения к окружающему миру;

  • приобщение к изобразительным видам деятельности;

  • музыкальное развитие;

  • приобщение к театрализованной деятельности.

К художественно-эстетической деятельности относится:

Изобразительная деятельность;
Музыкальное восприятие, восприятие художественной литературы; Конструктивно-модельная деятельность
Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.

У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным.

Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.

Рисование и лепка:

Эти виды деятельности приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.

В процессе взаимодействия ребёнка с педагогом и детьми выстраиваются отношения, формируется личность человека. Успешное развитие таких качеств личности как:

  • Самостоятельность;

  • Инициативность;

  • Коммуникативность;

  • способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей.

  • развивается мелкая моторика пальцев рук,

  • развивается воображение детей,

  • формируются и развиваются навыки ручного труда,

  • дети учатся координировать движения рук,

  • приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Конструктивно-модельная деятельность

Детей раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Музыкальная деятельность

Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания и музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так для развития речи, памяти, внимания.

Приобщение к художественной литературе

Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству и художественной литературе – это развитие их эстетического восприятия.

  • У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение.

  • Посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями.

  • Учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта (рисование кистью, красками) в своей работе использую нетрадиционные техники, считаю, что они больше привлекают внимание малышей. Нетрадиционные техники рисования в каждой группе свои: Ранний возраст — это рисование пальчиками, ватными палочками, методом штампа, рисование ладошками.

Вывод:

Таким образом, художественно-эстетическое развитие занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

И как говорил великий русский педагог В.А. Сухомлинский:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Спасибо за внимание!