МБДОУ города Иркутска детский сад №97
Составитель: воспитатель I KK
Кукаева Ольга Эдуардовна
kukaewa.olga@yandex.ru
Актуальность
Ранний возраст – стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности..
Художественно-эстетическое развитие
-это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Цель: Задачи:
развитие у ребёнка способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
-
развитие эстетического отношения к окружающему миру;
-
приобщение к изобразительным видам деятельности;
-
музыкальное развитие;
-
приобщение к театрализованной деятельности.
К художественно-эстетической деятельности относится:
Изобразительная деятельность;
Музыкальное восприятие, восприятие художественной литературы; Конструктивно-модельная деятельность
Приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.
У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным.
Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.
Рисование и лепка:
Эти виды деятельности приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.
В процессе взаимодействия ребёнка с педагогом и детьми выстраиваются отношения, формируется личность человека. Успешное развитие таких качеств личности как:
-
Самостоятельность;
-
Инициативность;
-
Коммуникативность;
-
способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей.
-
развивается мелкая моторика пальцев рук,
-
развивается воображение детей,
-
формируются и развиваются навыки ручного труда,
-
дети учатся координировать движения рук,
-
приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Конструктивно-модельная деятельность
Детей раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Музыкальная деятельность
Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания и музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так для развития речи, памяти, внимания.
Приобщение к художественной литературе
Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству и художественной литературе – это развитие их эстетического восприятия.
-
У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение.
-
Посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями.
-
Учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта (рисование кистью, красками) в своей работе использую нетрадиционные техники, считаю, что они больше привлекают внимание малышей. Нетрадиционные техники рисования в каждой группе свои: Ранний возраст — это рисование пальчиками, ватными палочками, методом штампа, рисование ладошками.
Вывод:
Таким образом, художественно-эстетическое развитие занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
И как говорил великий русский педагог В.А. Сухомлинский:
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Спасибо за внимание!
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (RANDOM - 50%)