ТРЕНИНГ ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ  ДОУ «Я — ПЕДАГОГ!»

Щеголихина Татьяна Михайловна, старший воспитатель, г. Бор

Цель: Сплочение педагогов для продуктивного взаимодействия в образовательном процессе.
Задачи:
— Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
— Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов;
— Способствовать появлению  самодиагностики и самораскрытия членов группы.
Участники психологического тренинга: воспитатели и специалисты ДОУ.

Материал и оборудование:
• магнитофон, записи лёгкой, спокойной музыки;
• скрепки, булавки – в достаточном количестве;
• средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки) ;
• сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек;
• лепестки «ромашки» для игры «Личность педагога»;
• карточки к упражнению «Объявление» (репетитор, гувернёр, консультация, центр-развития, обучение) ;
• тест «Опытный воспитатель» по количеству участников;
• бланки «Обратная связь» (на каждого участника + 3 на запас).
Ход занятия
Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.

  1. Правила работы в группе.
    Вед: На первом занятии необходимо принять правила работы нашего семинара (участникам раздаются листочки с правилами семинара Приложение 1)
    Вед: Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки). Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться и прикрепить его к одежде (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде).
  2. Приветствие «Смысл моего имени»

Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать историю его происхождения.

  1. Игра «Поменяйтесь местами… »
    Вед: Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
    Меняются местами, например, те кто:
    -работает всю жизнь в одном учреждении;
    -любит свою работу;
    -любит яблоки;
    -работает педагогом более 10 лет;
    -мечтал быть педагогом с детства;
    -кто пришёл в юбке и др.
    Таким образом, участники «перетасовываются».
  2. Упражнение «Личность педагога»
    Вед: Я предлагаю разделиться на три (4) группы (участники делятся на три-четыре подгруппы). Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Следующая подгруппа отвечает на вопросы:
    • С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
    • Что вы добавляете в этот список?
    Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
  3. Упражнение «Объявление»
    Вед: В течение 5 минут каждая подгруппа должна составить объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.
  4. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
    Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас — педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
    1. Воспитатель детского сада – это:
    а) Добрая лошадка всё свезёт
    б) Без матки-пчёлки пропащие детки
    в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
    2. Педагогический коллектив – это…
    а) В мире, что в море
    б) У одной овечки да семь пастухов
    в) Склеенная посуда два века живёт
    3. Обучать детей – значит …
    а) Что посеешь, то и пожнёшь
    б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
    в) В дорогу идти – пятерым лапти сплест
    4. Воспитывать детей – значит…
    а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
    б) Перемелется всё, мука будет
    в) Наказом воевода крепок
    5. Развивать детей – значит
    а) Сей день не без завтрака
    б) Высоко летаешь, да низко садишься
    в) Палка о двух концах
    6. Работа с родителями – это…
    а) Бумага не купленная, письмо домашнее
    б) В добрый час молвить, в худой — промолчать
    в) По способу пешего хождения

Ключ к тесту:
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) — у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.
Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая деятельность и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.

  1. Упражнение «Волна расслабления»
    Под музыку.
    Вед: Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабну, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.

 

  1. Игра «Подарок»
    Вед: А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например: «Наталья, я хочу подарить вам… », а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.
  2. Анкетирование «Обратная связь»
    Вед: Завершением нашего занятия является заполнение анкеты «Обратная связь» (всем раздаются бланки анкет Приложение 2)
  3. Упражнение «Прощание»
    Вед: Всем, всем до свидания! (Все участники семинара ставят кулачок, на кулачок – получается единый живой столбик. Громко повторяют слова за ведущим, а затем убирают кулачки).
    Завершение работы в группе.

Приложение 1
Правила работы в группе

  1. Говорим о том, что происходит в коллективе здесь и сейчас. Все, что мы видим, слышим, думаем или чувствуем, заслуживает внимания.

2.Называем друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего. Тем самым создаем доверительный стиль общения.

3.Говорим только то, что действительно переживаем, честно выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников. Проявляем искренность в общении.

4.Не заставляем других делать то, на что они не могут решиться.
Приложение 2
Анкета «Обратная связь»
1. Тренинговое имя участника___
2. Дата занятия___
3. Степень включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Что мешает тебе быть включённым в занятие? ___
5. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___
6. Что тебе не понравилось на прошедшем занятии? Почему? ______

  1. Твои мысли после этого занятия о себе, о группе___
    8. Твои замечания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.) ___
    Спасибо за искренность ваших ответов!