Малькова Ольга Леонидовна, заместитель директора по учебно-методической работе, МКУ ДО Центр дополнительного образования детей города Вятские Поляны Кировской области.
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребёнка: его интеллекта; способностей – общих и специальных; личностных качеств (приоритет – личностной сфере ребенка). Это формирует определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми. Содержание учебной деятельности в УДО детей должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.
Теоретическая подготовка детей | Практическая подготовка детей |
— выделить наиболее значимый в ОП содержательный материал («переизбыток» информации так же вреден для восприятия ребенка, как и недостаток)
-продумать «дозировку» отобранного содержания для каждого уч. занятия, сохраняя последовательность его изучения -«перевести» профессиональное содержание «предмета» в доступную для детей данного возраста информацию, не переходя на уровень примитивизма -подобрать (изготовить) дидактические пособия (сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной) -помнить, что изученный теоретический материал требует постоянного повторения (т.е. активизация знаний в памяти об-ся)
Наиболее важные содержательные аспекты в теоретической подготовке обучающихся: -основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние -направления, стили, жанровое разнообразие -выдающиеся деятели прошлого и настоящего — специальная терминология — инструменты и материалы -основные технические приёмы, технологии -требования и правила в данном виде деятельности -возможности получения профессиональной подготовки — бласти применения полученных знаний и умений |
—основная составляющая учебной деятельности детского объединения, т.к. главный принцип УДОД – практико-ориентированная направленность
Но практическая подготовка не может «рождаться» спонтанно, требует чёткой определенности в содержании и организации
Основные содержательные аспекты практической подготовки детей: -знакомство с различным материалом (техническим, жанровым, стилистическим)
-основные технические приемы работы (в каждом виде творческой деятельности есть своя техника)
-освоение технологического процесса (последовательности и взаимосвязанности различных действий)
-специальные тренинговые и развивающие упражнения
-подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной) продуктивной деятельноти уч-ся: изделий, моделей, танцев, спектаклей и т.д. Не торопиться с показом результатов практической работы («сырые» работы наносят вред ОП)
|
На сегодняшний день не выработан единый подход к классификации занятий в системе дополнительного образования детей. Т.И.Шамова выделяет следующие группы занятий дидактической направленности на основе единства педагогических целей:
- получение новых знаний и умений (лекция, экскурсия)
- закрепление знаний и умений (практикум, собеседование и др.)
- обобщение и систематизация знаний и умений (семинар, конференция и т.д.)
- комплексное применение знаний и умений (практикум, семинар)
- контроль и коррекция знаний тренинг, итоговый зачет, показ творческих достижений и т.д.)
Л.Б.Железнова связывает определение видов занятий с приоритетом реализуемых задач:
- учебные занятия по передаче знаний
- учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению
- учебные занятия закрепленных знаний
- учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике
- тренировочные учебные занятия
- учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
Как модель, занятие представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. При разработке занятия педагог дополнительного образования:
— изучает учебно-тематический план образовательной программы,
-определяет взаимосвязь содержания между предыдущими и последующими занятиями,
— определяет тип, вид, структуру занятия; его тему, цель, задачи,
— подготавливает УМК: раздаточный материал, аудио, видеоматериалы таблицы, схемы, лекала, ноты и др.,
— разрабатывает краткий конспект предстоящего занятия.
Традиционные формы организации деятельности обучающихся
Форма | Характеристика (определение формы; что развивает) |
Лекция
Экспресс-опрос |
Устное изложение какой-либо темы.
Развивает мыслительную деятельность об-ся. |
Семинар | Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
Формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. |
Дискуссия | Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы.
Расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. |
Конференция | Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности. |
Экскурсия | Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
Расширяет кругозор, обогащает внутренний мир. |
Экспедиция | Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий. |
Учебная игра | Занятия, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации. |
Праздник | Организационно-массовое мероприятие, проводимое в соответствии с планом воспитательной и досуговой деятельности. |
Нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся
Форма | Характеристика (определение формы; что развивает) |
Презентация предмета, явления, события, факта | Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. |
Защита проекта | Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. |
Чаепитие | Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает. |
День добрых сюрпризов | Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость. |
Выпускной ринг | Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с другими людьми. |
Психологический урок | Проведение уроков психологической культуры позволяет педагогу оказывать своевременную квалифицированную помощь об-ся в решении их возрастных задач. |
Интегрированные занятия | 1. Занятие, сконструированное и проведенное одним педагогом, имеющим подготовку по нескольким дисциплинам
2. Проведенное несколькими педагогами смежных дисциплин (использование межпредметных связей). |
Занятия, проведенные в форме соревнований и деловых игр: | Конкурс, турнир, викторина, КВН, эстафета и т.д.
|
Занятия, основанные на имитации разнообразной мыслительной деятельности | · Заочная экскурсия (виртуальная) по историческим местам.
· «Экскурсия в будущее». |
Занятия публичных форм обучения | Аукцион идей, «Устный журнал», митинг и др.
|
Литература:
1.Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. — Учитель, 2001г.
- Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждения дополнительного образования детей. – М: Владос, 2001 г.
- Конспект занятия по теме «Использование программ-аниматоров. Работа с Ulead Gif Animator» по программе «Юный мультипликатор» первый год обучения (50%)
- Экологический проект по теме «Зеленый островок (50%)
- Современные формы организации занятий по робототехнике в дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (50%)
- Сценарий открытого мероприятия по правилам дорожного движения «К движению – с уважением!» (50%)
- Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса» (50%)
- Статья по теме: «Плетение из бересты: опыт проведения мастер-классов» (RANDOM - 50%)