Методическая разработка «Организация занятий в учреждении дополнительного образования детей»

Малькова Ольга Леонидовна, заместитель директора по учебно-методической работе, МКУ ДО Центр дополнительного образования детей города Вятские Поляны Кировской области.

 

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребёнка: его интеллекта;  способностей – общих и специальных; личностных качеств  (приоритет – личностной сфере ребенка).     Это формирует определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми. Содержание учебной деятельности в УДО детей должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую  и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.

Теоретическая подготовка детей Практическая подготовка детей
— выделить наиболее значимый в ОП содержательный материал («переизбыток» информации так же вреден для восприятия ребенка, как и недостаток)

-продумать «дозировку» отобранного содержания для каждого уч. занятия, сохраняя последовательность его изучения

-«перевести» профессиональное содержание «предмета» в доступную для детей данного возраста информацию, не переходя на уровень примитивизма

-подобрать (изготовить) дидактические пособия (сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной)

-помнить, что изученный теоретический материал требует постоянного повторения (т.е. активизация знаний в памяти об-ся)

 

Наиболее важные содержательные аспекты в теоретической подготовке обучающихся:

-основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние

-направления, стили, жанровое разнообразие

-выдающиеся деятели прошлого и настоящего

— специальная терминология

— инструменты и материалы

-основные технические приёмы, технологии

-требования и правила в данном виде деятельности

-возможности получения профессиональной подготовки

— бласти применения полученных знаний и умений

основная составляющая учебной деятельности детского объединения, т.к. главный принцип УДОД – практико-ориентированная направленность

  Но практическая подготовка не может «рождаться» спонтанно, требует чёткой определенности в содержании и организации

 

Основные содержательные аспекты практической подготовки детей:

-знакомство с различным  материалом (техническим, жанровым, стилистическим)

 

-основные технические приемы работы (в каждом виде творческой деятельности есть своя техника)

 

-освоение технологического процесса (последовательности и взаимосвязанности различных действий)

 

-специальные тренинговые и развивающие упражнения

 

-подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной) продуктивной деятельноти уч-ся: изделий, моделей, танцев, спектаклей и т.д.

           Не торопиться с показом результатов практической работы («сырые» работы наносят вред ОП)

 

 

На сегодняшний день не выработан единый подход к классификации занятий в системе дополнительного образования детей. Т.И.Шамова выделяет следующие группы занятий дидактической направленности на основе единства педагогических целей:

  • получение новых знаний и умений (лекция, экскурсия)
  • закрепление знаний и умений (практикум, собеседование и др.)
  • обобщение и систематизация знаний и умений (семинар, конференция и т.д.)
  • комплексное применение знаний и умений (практикум, семинар)
  • контроль и коррекция знаний тренинг, итоговый зачет, показ творческих достижений и т.д.)

Л.Б.Железнова связывает определение видов занятий с приоритетом    реализуемых задач:

  • учебные занятия по передаче знаний
  • учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению
  • учебные занятия закрепленных знаний
  • учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике
  • тренировочные учебные занятия
  • учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

Как модель, занятие представляет собой  последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. При разработке занятия педагог дополнительного образования:

— изучает учебно-тематический план образовательной программы,

-определяет взаимосвязь содержания между предыдущими и последующими занятиями,

— определяет тип, вид, структуру занятия; его тему, цель, задачи,

— подготавливает УМК: раздаточный материал, аудио, видеоматериалы таблицы, схемы, лекала, ноты и др.,

— разрабатывает краткий конспект предстоящего занятия.

Традиционные формы организации деятельности обучающихся

Форма Характеристика (определение формы; что развивает)
Лекция

Экспресс-опрос

Устное изложение какой-либо темы.

Развивает мыслительную деятельность об-ся.

Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Дискуссия Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы.

Расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

Расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.

Экспедиция Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.
Учебная игра Занятия, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Праздник Организационно-массовое мероприятие, проводимое в соответствии с планом воспитательной и досуговой деятельности.

 

Нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся

Форма Характеристика (определение формы; что развивает)
Презентация предмета, явления, события, факта Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Защита проекта Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Чаепитие Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
День добрых сюрпризов Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с другими людьми.
Психологический урок Проведение уроков психологической культуры позволяет педагогу оказывать своевременную квалифицированную помощь об-ся в решении их возрастных задач.
Интегрированные занятия 1.     Занятие, сконструированное и проведенное одним педагогом, имеющим подготовку по нескольким дисциплинам

2.     Проведенное несколькими педагогами смежных дисциплин (использование межпредметных связей).

Занятия, проведенные в форме соревнований и деловых игр: Конкурс, турнир, викторина, КВН, эстафета и т.д.

 

Занятия, основанные на имитации разнообразной мыслительной деятельности ·        Заочная экскурсия (виртуальная) по историческим местам.

·        «Экскурсия в будущее».

Занятия публичных форм обучения Аукцион идей, «Устный журнал», митинг и др.

 

Литература:

1.Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. — Учитель, 2001г.

  1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждения дополнительного образования детей. – М: Владос, 2001 г.