Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса»

Жильцова Ирина Ивановна, методист, педагог дополнительного образования. МОУ «Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда».

В последнее время на выставках все реже встречаются работы, изго­тов­ленные в технике макраме. Очень грустно, что исчезает такое прекрас­ное на­правление народного творчества, дающее колоссальные возможности полету фантазии.

Традиционно макраме ассоциируется с изго­товлением панно и кашпо – в лучшем случае аксес­суаров. Однако возможности макраме намного шире. С помощью тонких нитей можно изготовить красивые броши, разно­образные брелоки, браслеты, пояса и еще много интересных вещей. Ну и, конечно же, так любимые детьми игрушки.

На занятиях кружка «Волшебные узелки» дети осваивают технику плетения макраме в процессе разработки игрушек или изготовления их по образцу, одновременно с этим накапливается материал для создания учебно-технологического комплекса (УТК) для каждой игрушки. В связи с внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, такой комплекс создается в электронном виде (ЭУТК). Состоит он из следующих элементов:

— описание технологии изготовления игрушки,

— схема плетения,

— фото-мастер-класс плетения,

— блок-схема сборки игрушки (если она состоит из нескольких деталей),

— перечня дополнительных деталей или возможностей изготовления различных поделок на основе данной.

Немного остановлюсь на разработке такого электронного учебно-технологического комплекса.

Для написания технологии изготовления поделки ребенку приходится вспомнить и упорядочить все свои действия, которые нужны для создания игрушки. Это помогает запомнить порядок работы, а заодно и что-то уточнить, изменить, используя полученный опыт. В дальнейшем описание технологии изготовления поможет составить схему плетения.

Схемы плетения удобны тем, что позволяют увидеть порядок плетения всей поделки сразу. Да и пользоваться схемой в работе удобнее, чем описанием. Для разработки схем существуют определенные условные знаки для каждого узла. Дети обычно стремятся придумать их сами, однако необходимо пользоваться именно общепринятыми обозначениями, чтобы обучающиеся могли читать имеющиеся в литературе схемы.

Далее мы вместе создаем фото-мастер-класс по изготовлению игрушки. Он нужен для наглядности и очень удобен при домашних занятиях детей совместно с родителями. Сначала необходимо обсудить, какие фрагменты работы нужно будет сфотографировать, а затем уже производится фотографирование и обработка фотографий.

И последний этап работы – создание перечня дополнительных деталей или возможностей изготовления различных поделок на основе данной. Здесь уже включается фантазия детей, и она их никогда не подводит.

Дополнительные детали для различных игрушек и композиций являются основой резервного банка деталей и поделок кружка. Что это такое?  Дело в том, что, когда ребенок занимается плетением большой работы, особенно много цветных панно, это бывает для него утомительно, поскольку такая работа достаточно монотонна. Тогда полезно временно переключиться на какую-то другую работу. В это время обучающиеся и плетут небольшие работы: цветочки, листочки, насекомых, рыбок и т.д. Эти работы скапливаются в резервном банке и при оформлении выставочных работ ими пользуются все обучающиеся кружка. Скажем, если на выставку готовится щенок, то оформляется уже не просто щенок, а встреча друзей на цветочной полянке, к примеру. Эта идея хорошо работает на воспитательные цели: уходит жадность, эгоистичность, зависть. Коллектив становится более сплоченным. Дети помогают друг другу, вместе участвуют в создании композиций.

Литература

  1. Волков И.П. Учим творчеству. — М.: Педагогика, 1998.
  2. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990
  3. Колокольцева С. Макраме для всех. — Смоленск: Русич, 1997.
  4. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. — М.: ЭКСМО, 1997.
  5. Педагогический контроль в дополнительном образовании. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/003/ 37028.php.
  6. Рябинина Г.В. Объемное макраме.- М.: издатель И.В. Балабанов, 1997.
  7. Соснина Т. Макраме. Художественное плетение. — Ленинград: Лениздат, 1985.
  8. Терешкович Т.А. Учимся плести макраме.– Минск: “Хэлтон”, 2000.
  9. Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования. — /Бюллетень №1, 2001.