Коррекционная работа в ДОУ по развитию слухового восприятия у детей, имеющих зрительные нарушения

Якимова Любовь Викторовна, учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 157» г. Ярославля

 

Глаза являются важнейшим органом восприятия информации об окружающем нас внешнем мире.

Научные деятели Л.В. Фомичева, Г.В. Никулина, Л.И. Солнцева, изучая сенсорное развитие детей с нарушением зрения, отмечают, что весьма важно в психическом развитии ребенка данной категории значение слуховой ориентации. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него. Воспринимает звук и анализирует его орган слуха. Многообразие слуховых ощущений связано с особенностями функцией слухового анализатора, обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетанию (фонемы, мелодии). В результате систематического общения с действительностью у детей со зрительной патологией формируются компенсаторные навыки  пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия. Умение локализовать, дифференцировать звуки для слепого или слабовидящего ребенка является жизненно необходимым.

Развитие слухового восприятия является одной из важных задач познавательного развития дошкольника, имеющего патологию органов зрения, служит основой формирования фонематического слуха, речи и коммуникации, является средством регуляции поведения ребенка, успешной интеграции и адаптации его в социуме.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков — неречевых (направлены на развитие физического слуха: бытовые шумы, звуки живой природы, звуки неживой природы, звуки улицы, музыкальные звуки), с другой – восприятие речевых звуков (направлены на развитие фонематического слуха: человеческая речь).

Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Вся работа по развитию слухового восприятия тесно связана с познанием окружающего, формированием звуковых образов предметов и явлений, обогащением сенсорного развития ребенка. Звук, как изолированное явление в природе, не существует. Он связан с определенным объектом, поэтому восприятие звучания предметов должно сочетаться с другими видами восприятия. Развитие слухового внимания к окружающим звукам и понимание ребенком их значения необходимо обеспечивать, прежде всего, в повседневной жизни.

Работу в ДОУ нужно начинать с создания развивающей среды в соответствии с возрастом детей. В группу вносятся музыкальные инструменты, различные звучащие предметы и игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики, бубны, дудочки и т. п. Необходимо разнообразить  дидактические игры: подобрать игры к разным видам звуков; пополнять фонотеку новыми аудиозаписями звуков живой и неживой природы, художественных текстов и детских песен.

Важное познавательное значение имеет уточнение звучания бытовых приборов. Дети постепенно знакомятся со звуками неживой природы (журчит вода в ручейке, шуршит листва под ногами, пересыпается песок). Обращается внимание на шум ветра, вьюги, дождя. Предлагается послушать записи раскатов грома, шум моря и т.д. 

На начальных этапах развития речевого слуха проводятся игры, направленные на развитие слухового внимания, умение различать мужские и женские голоса, воспринимать речь разной интенсивности.

Чтобы добиться хороших результатов в работе с детьми, необходима прочная взаимосвязь учителя-дефектолога (тифлопедагога) с воспитателями групп и другими специалистами ДОУ.

Развитие слухового восприятия можно осуществлять в ходе всего учебно-воспитательного процесса и повседневной деятельности.

Работа по развитию слухового восприятия повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и создает условия для более успешного преодоления последствий нарушенного зрения.

Примеры игр на развитие неречевых звуков

  1. «Угадай, что звучит?»

Цель: формирование умения на слух называть звучащий предмет.

Материал: бубен, колокольчик.

Ход игры:

Ребенок сидит на стуле, спиной к педагогу. Педагог звенит колокольчиком (ударяет по бубну). Ребенок должен отгадать, что за предмет звучит.

  1. «Где звучит?»

Цель: формирование умения на слух определять направление звучащего предмета (вверху – внизу, слева — справа).

Материал: музыкальный инструмент или звучащая игрушка.

Ход игры:

Ребенок стоит посередине помещения спиной к  педагогу. Педагог выполняет действия с музыкальным инструментом или звучащей игрушкой в разных направлениях. Ребенок должен определить и назвать (показать) направление звука.

  1. «Похлопаем — потопаем».

Цель: развитие слухового внимания, развитие наблюдательности, внимательности, координации движений.

Материал: звучащие игрушки.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках (стоят) перед столом, на котором лежат несколько звучащих игрушек. Педагог просит детей выполнить определенные движения при звучании игрушек (топать, хлопать, кружиться и т.д.).

  1. «Пошуршим, постучим».

Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы: стол, различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое), плотная повязка на глаза (маска на глаза).

Ход игры:

Игра проводится в помещении. Педагог знакомит детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами (помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей и т. д.). Далее из группы выбирается ребенок, которому завязывают повязкой глаза и предлагают определить на слух уже знакомый звук, издаваемого предмета (предметов).

  1. «Зоопарк».

Цель: развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия, формирование умения слышать и называть голоса животных и птиц.

Материал: стол, аудиозапись голосов животных и птиц, предметные изображения животных и птиц.

Ход игры:

Дети стоят (сидят на стульчиках) перед столом, на котором лежат предметные изображения животных и птиц. После включения педагогом аудиозаписи голосов животных и птиц, детям необходимо отгадать и выбрать на столе соответствующую картинку. Затем повторить голоса животных и птиц.

Примеры игр на развитие речевых звуков

  1. «Запомни слова».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Материал: картинки с изображением предметов (1-й вариант).

Ход игры:

Дети сидят перед педагогом на стульчиках (ковре). Педагог называет от 3 до 5 слов (по возрасту), которые дети должны повторить в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки с изображением предметов. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

  1. «Угадай, кто сказал?»

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Материал: стол, предметные изображения героев сказок.

Ход игры:

Детей предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем педагог произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Игру можно проводить с любой сказкой, в соответствии с возрастом ребенка.

  1. «Я – начало, ты — конец».

Материал: загадки, предметные картинки.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках перед педагогом. Взрослый предлагает детям прослушать загадки и по смыслу назвать отгадки.

Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании отгадок детьми выбираются картинки. Во втором варианте отгадки предъявляются без зрительного подкрепления.

  1. Игра «Послушай и выбери правильную картинку».

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Материал: стол, картинки с изображением предметов.

Ход игры:

Перед ребенком на столе лежат картинки с изображением предметов, названия которых близки по звучанию: рак, лак; мак, бак; сок, сук; дом, ком, лом; коза, коса; лужи, лыжи и т. д.

Педагог называет слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

  1. «Телефон».

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.

Материал: стол, мольберт (фланелеграф), набор сюжетных картинок.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках (ковре) полукругом перед мольбертом (фланелеграфом). На нем расставлены сюжетные картинки. По выбору педагога  трое детей подходят к мольберту (фланелеграфу) и встают в ряд. Последнему педагог тихо на ухо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребенку. Первый ребенок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

Если дети допускают ошибки, то необходимо помочь им в них исправлении.

Игра повторяется 3 раза.

Библиографический список

  1. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школа-Пресс, 2001.
  2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. 2000.
  1. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  2. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. О. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богославского и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М: Просвещение, 1981.
  3. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Солнцева Л. И Тифлолсихология детства. — М., 2000.
  5. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1997.
  6. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у детей дошкольного возраста. — М., 1980.